Когда моему сыну исполнилось месяцев 10, меня одолела мания придумывания и созидания игрушек для него. Почти каждый вечер, уложив малыша, я что-то вырезала, клеила, шила. Вряд ли мое творчество способствовало экономии, так как деньги в магазине игрушек я тратила часто и с удовольствием. Скорее это было хобби, объединяющее меня и сына, с возрастом ставшего любопытным наблюдателем, а потом и помощником. Рассказать мне хочется о самых простых игрушках-самоделках. Несколько минут на их создание многократно оправдались месяцами, даже годами интересных, полезных, любимых мной и сыном игр и занятий.
- Резиночки. Для игры понадобится набор маленьких цветных резинок для волос и стержень от пластмассовой пирамидки. Сначала мой сын (ему еще не было года) с удовольствием снимал надетые на палочку резинки. Став постарше, он научился сам надевать резинки, тогда мы усложнили игру, подобрав несколько палочек различной толщины. Резинки мы надевали и на пальцы рук и ног, в процессе игры изучая названия пальчиков. Когда сын стал постарше, попробовали внести в игру элемент развития логического мышления. Я надевала на палку резинки, соблюдая определенную закономерность (например, "красная, белая, красная, белая" или "2 синих, 1 желтая, 2 синих, 1 желтая"). Сын старался догадаться, какую резинку надеть дальше, чтобы не нарушить узор (пока что задача решается путем перебора).
- Конструктор из палочек. Для игры нужны разноцветные ватные палочки со снятыми или отрезанными ватными кончиками (в целях экономии можно собирать палочки после использования). Из палочек выкладываются различные картинки - деревья, домики, машины. Для творчества набор возможно расширить крышками от пластиковых бутылок различных размеров и цветов. Другая интересная игра с палочками - дорожное движение. Вместе с сыном мы выкладываем дорожки с перекрестками, ограничивая их с обеих сторон палочками. Потом сын катает машины, а я в игровой форме объясняю правила поведения на дорогах. А когда хочется заняться делами или отдохнуть, предлагаю сыну коробку с наколотыми шилом отверстиями, и он с удовольствием вставляет туда палочки. Кроме того, палочки используются для изучения цветов, счета. Ими можно заменить спички, предлагая ребенку простые спичечные головоломки.
- Мини-домино. Прежде всего необходимо вырезать 10 карточек. Самое простое - разрезать на карточки коробки от детских каш или других пищевых продуктов. Примерный размер - 6 на 12 сантиметров. Далее, как в настоящем домино, нужно нанести на карточки точки или рисунки. Здесь можно предложить несколько вариантов: нарисовать маркером точки или примитивные картинки, вырезать из самоклеящейся бумаги геометрические фигуры, использовать готовые наклейки. Всего нужно 4 вида картинок по 5 штук каждой. Прежде чем играть в домино по обычным правилам мы освоили несколько подготовительных игр. Сначала я предлагала сыну искать карточки с одинаковыми картинками. Потом играли в цепочку - выстраивали карточки по принципам домино, но только в одну из сторон. Когда эти занятия наскучили, пришел черед домино по настоящим правилам. Со временем я дополнила набор до 28 карточек.
- Картонные фигурки. Из цветного картона (или упаковок пищевых продуктов) вырежьте силуэты животных, растений, машин. На них можно (но не обязательно) нарисовать рожицы или другие детали. С картонными фигурками мы играем в ролевые игры, как и с обычными игрушками (но делать это можно и на улице, и в поезде, и в очереди в поликлинике). На листе бумаги вместе с сыном рисуем домики для картонных зверюшек, дороги, по которым ездят картонные автобусы и грузовики, площадку для игр, лес, море. В процессе игры сын быстро научился узнавать предмет по силуэту, и теперь легко справляется с заданиями "Найди тень" или "Подбери контур".
- Мини гольф. Понадобятся коробка, лист плотного картона (или крышка от коробки) и маленький мяч. В днище коробки нужно вырезать отверстие, диаметром вдвое превышающее диаметр мячика. Приставьте (а лучше приклейте скотчем) лист картона к соединению днища и одной из стенок перевернутой вверх дном коробки. Задача игры - закатить мячик по горке (лист картона), чтобы он попал в отверстие в коробке. Сначала сын закатывал мячик, не отрывая от него руки. Потом - научился запускать мячик, чтобы он катился сам. Следующий этап - постепенное увеличение расстояния между коробкой и ребенком, так чтобы запущенный мячик катился сначала по полу, закатывался на картонку и попадал в отверстие. Когда ребенок подрастет, коробку можно заменить другой, с меньшим отверстием и более высокой.
- Цветные квадраты. Не помню точно, когда я начала вырезать из коробок от каш, ярлыков одежды и прочего картонного мусора одноцветные квадраты размерами 4 на 4 сантиметра. Когда таких цветных карточек набралось около 20, я предложила игру сыну. Сначала мы бегали по квартире и раскладывали квадраты на предметах такого же цвета. Потом я стала показывать квадрат, а сын, по памяти, приносить предмет и сравнивать правильность подбора цвета. Сортировали мы цвета по оттенкам, выкладывали радугу. Во время игры я постоянно называла цвета, показывала для сравнения более темные или светлые оттенки, просила сына найти похожие карточки. Карточки сортировали по семьям - в каждой цвет и его оттенки. Еще играли в такую игру - брали квадраты по одному и пытались перечислить, какие предметы в квартире такого же цвета, потом стали перечислять предметы по памяти. Перечисляла, конечно, я, но стоило сыну научиться говорить, как он сразу включился в игру.
Есть еще множество других простых и быстрых в изготовлении игр, которыми можно порадовать заскучавшего или расстроенного малыша: конструктор из губок для мытья посуды, домики и гаражи из коробок, бусы из пуговиц, куклы бибабо. Я верю, что наблюдение за превращением обыденных, ненужных вещей в игрушку учит ребенка творчеству, нестандартному мышлению, развивает фантазию. Конечно, и самой мне приятно побыть волшебницей.