Ответив на вопросы в следующих разделах, вы узнаете, правильно ли вы воспитываете ребенка или балуете его. И если балуете, то каким образом. (Подробности - в отдельной статье.)
А.
- Детям должна быть предоставлена абсолютная свобода.
- Дети - единственная ценность в жизни человека.
- Мой ребенок умеет добиваться желаемого. Легче дать ему то, что он просит, иначе он закатит истерику или впадет в ярость.
- Мой ребенок, не получая желаемого, начинает ломать вещи.
- Мой ребенок может "давить" на меня, угрожая убежать из дома, с целью получить желаемое.
- Я обожаю делать ребенку подарки.
- Я умею предугадывать желания моего ребенка.
- Мои подарки - свидетельство того, что я люблю своего ребенка.
- Всякий раз, когда я испытываю по отношению к ребенку чувство вины, я делаю ему подарок.
- Каждый раз в магазине, проходя мимо отдела с игрушками, мой ребенок начинает требовать какую-нибудь из них и не успокаивается, пока не получит желаемое.
- Если мой ребенок не получает, что требует, он начинает обвинять родителей в отсутствии любви к нему.
- Мой ребенок встречает всякого приходящего в дом словами: "Что ты мне принес?"
Если на большую часть утверждений из раздела "А" вы ответили утвердительно, то это означает, что вы балуете ребенка вседозволенностью.
Б.
- Ребенок должен расти в обстановке, лишенной любых ограничений.
- Запреты парализуют в ребенке творческую активность.
- Я всегда позволяю ребенку делать то, что он пожелает.
- Ребенок должен выражать себя любыми средствами.
- Пусть лучше ребенок получит желаемое, нежели испытает чувство безысходности.
- Меня не смущает, когда ребенок портит вещи: рисует на стенах или мебели, поливает ковер в гостиной, кроит наряды кукле из маминого парадного платья.
- Меня не смущает, что поведение моего ребенка доставляет кому-то неудобства.
- Конечно, мой ребенок "неудобный", зато он - творческая и неординарная личность.
- Мой ребенок мог бы получать более высокие оценки в школе, если бы учитель по-другому к нему относился (больше разбирался в детской психологии, больше понимал моего ребенка).
- В комнате моего ребенка всегда царит хаос.
- У моего ребенка нет четкого распорядка - время завтрака, обеда, ужина. Он ест, только когда захочет.
- Свобода - самая важная составляющая в воспитании ребенка.
Если на большую часть утверждений из раздела "Б" вы ответили утвердительно, это означает, что вы балуете ребенка сверхпрощением.
В.
- Лучший способ помочь ребенку - сделать все вместе с ним.
- Ребенку вовсе не обязательно учиться на своих ошибках.
- Родители всегда знают лучше ребенка, как ему стоит поступить.
- Я считаю, что должен влиять на все решения ребенка, так как имею больший жизненный опыт.
- Мой ребенок всегда со мной советуется.
- Я всегда контролирую, чтобы вначале были выполнены домашние задания, а лишь потом разрешаю игры и прогулки.
- Я знаю всех друзей моего ребенка и контролирую, чтобы он общался только с детьми "своего" круга.
- Ребенку рано иметь карманные деньги. Я покупаю ему все, что нужно.
- Когда я даю ребенку карманные деньги, я всегда советую ребенку, как их тратить, для чего и как их накапливать, и всегда требую финансового отчета.
- Я всегда слежу за занятиями своего ребенка и всегда готов посоветовать, чем ему было бы полезнее заняться.
- Мой ребенок учится хуже, чем мог бы.
- Я замечал, что мой ребенок зачастую знает ответ, но все же оставляет вопрос без ответа из страха сделать ошибку.
Если на большую часть утверждений из раздела "В" вы ответили утвердительно, для вас характерно баловство по типу сверхконтроля.
Г.
- Я постоянно тревожусь за своего ребенка.
- Когда моего ребенка долго нет со мной, я начинаю беспокоиться.
- У моего ребенка слабее здоровье, чем у других детей.
- Если мы с ребенком переходим дорогу, я автоматически беру его за руку.
- Я всегда проверяю, как мой ребенок одет, перед тем как выпустить его на улицу.
- У моего ребенка нет никаких обязанностей по дому.
- Когда мы вместе проводим время, я постоянно должен видеть, что делает мой ребенок, чтобы в случае чего прийти на помощь.
- Мой ребенок не должен заниматься спортом, так как это требует слишком большого напряжения.
- Я всегда контролирую, с кем дружит мой ребенок.
- Мой ребенок не очень общителен.
- Мой ребенок часто обращается ко мне за советом.
- Мой ребенок не очень уверен в своих силах.
Если на большую часть утверждений из раздела "Г" вы ответили утвердительно, то для вас характерна гиперопека.