Тернистый путь к опрятности без одноразовых подгузников и стиральной машины.
Недавно прочитала, что в некоторых европейских странах не принимают в детсад без памперса детей до 4 лет. У вас это не вызывает шока? У меня определенно вызвало. Какие там 4 года? В нашей стране детки уже в два года уверенно просятся и ходят на горшок, и аномалией считается, если ребенок в этом возрасте к горшку еще не приучен.
Ни за что не поверю, что проблема приучения к горшку какую-нибудь мамочку не волнует. Нет, я не беру в расчет мамочек, которых вообще не волнует что-либо, связанное с ребенком, — есть ведь и такие. Меня лично эта проблема волновала — и еще как! Мало удовольствия в том, чтобы стирать по 30 с лишним пеленок в день (прибавьте к этому еще ползунки, кофточки и прочую мелочевку) в стиральной машине-малютке, т.е. практически вручную. Не больше удовольствия и в том, чтобы чистить ковры, стирать постельное белье и одеяла (кто не выкладывает своих малышей на взрослые кровати?) и вытирать полы. Никому не понравится, если у малыша случится авария на улице, а сменных комплектов одежды с собой не взяли. А уж каково видеть лица воспитателей, принимающих твоего ребенка в детсад и делающих "кислую мину" при сообщении, что на горшок малыш ходит далеко не всегда!
Мой старший сын с горшком подружился не сразу. Когда же научился, очень гордился тем, что ходит только на унитаз, и готов был с удовольствием рассказывать первому встречному, что какал на унитаз он "даже без подставки".
Пеленки мой малыш пачкал часто и с удовольствием. К одноразовым подгузникам мы с мужем относились резко негативно. Что бы там ни утверждали западные врачи и педагоги насчет безвредности этого достижения педиатрического прогресса, достаточно было снять подгузник с малыша и увидеть, в каком состоянии находятся кожа и мужское "хозяйство", чтобы постараться этим делом больше не злоупотреблять. Исключения: поход в поликлинику, в гости, по магазинам и на прогулки.
Как ответственная мамаша, я, конечно, начиталась умных книжек и журналов, выяснила распространенные способы приучения к горшку — и взялась за бедного ребенка с отвагой и усердием мамочки, твердо уверенной в своей правоте. Надо — значит надо. Сыну не было еще 6 месяцев, и он еще не очень уверенно сидел, когда я начала высаживать его на горшок. Сопротивлялся не сильно. Обложенный книжками с яркими картинками и многочисленными игрушками, малыш с удовольствием приятно проводил время на горшке. И делал все, что угодно. Только не то, что от него хотели. Счастливые "случайности" происходили редко. Как подтвердят все, кто приучал к горшку, стоило снять ребенка с горшка — и я получала то, что просила. Только не туда.
Тогда попробовала текущую из-под крана воду. По старинке пускала в ванной течь воду, приносила туда ребенка и стимулировала звуками. Бесполезно. Хорошо помню, что сына эта канитель ну очень развлекала. Он с удовольствием беседовал-гулил со мной, от души мне улыбался и — совершенно не понимал (или не хотел понимать), что мне от него надо!
Малыш становился старше, вот ему уже стукнул год, полтора. А на горшок садиться он все не хотел. Только теперь уже не просто не хотел. А категорически не хотел. Со временем он отлично понял, что от него требуется. И делал наоборот. Игрушки перестали помогать. Он истошно кричал при виде горшка, крутился и вертелся, когда удавалось его на горшок водрузить, и уж точно — ничего туда не делал.
Я злилась. Нет, не расстраивалась — именно злилась. Возмущалась, выговаривала, ругалась — сын мое возмущение игнорировал (он и сейчас, в 5 лет, успешно игнорирует меня, когда это в его интересах). Конечно, подозревала, что с моим ребенком что-то не так. Снова штудировала литературу и донимала участкового педиатра. Жаловалась маме и свекрови — они только пожимали плечами и утверждали, что у их деток (то бишь у меня и у мужа) с этим все было нормально и вовремя.
Я вообще заметила, что в материнском сообществе редки усредненные случаи или компромиссы: у нас "или пан, или пропал". Половина мамочек абсолютно уверены, что у их деток всегда все в порядке, что они замечательные, самые развитые и положительные, и все у них всегда будет хорошо. Другая половина паникует, когда случается любая мелкая неприятность, изводит вопросами педиатров, родственников и знакомых, и во всем, что есть необычного в ребенке, видит "криминал".
На первый взгляд кажется, что первый подход правильнее. Не согласна. Знаю случаи, когда абсолютная уверенность в своем ребенке приводила к тому, что очевидные для других, распространенные и вполне обычные проблемы пускались на самотек и превращались уже в гораздо бОльшие проблемы...
К полутора годам я отчаялась. Действительно отчаялась. Устала ловить моменты, ругаться и уговаривать. Не комментировала ситуацию, если заходила речь в кругу родных и знакомых. Молча вытирала "мокрые дела" и отстирывала остальное. Горшок стоял в углу комнаты — не как надежда, а как памятник приложенным усилиям. Прочитав в журнале статью о готовности ребенка к горшку к полутора годам, я только пожала плечами и ухмыльнулась.
Точнее, в статье говорилось, что ребенок психологически и умственно готов самостоятельно садиться на горшок даже не в полтора года, а в 1 год и 7 месяцев. Не верилось. Но однажды я зашла в комнату и увидела сына, стоящим над горшком и делающим дела. То есть он взял горшок из угла и начал использовать по назначению! Правда, штанишки снять не догадался. Но это уже оказалось делом тренировки и привычки... Случилось это чудо, когда моему малышу был 1 год 7 месяцев и 2 дня.
Мораль сей басни такова: отпустите ситуацию. Если уж не получается по поводу горшка расслабиться, то, как говорится, "забейте". Все дети разные. Это только звучит банально, но далеко не все это действительно понимают. Уж слишком мы приучены сравнивать. В конце концов, на сравнении и стремлении быть первым построена вся наша российская система образования. Малыш здоров, весел, эмоционален, умственно и физически развит по возрасту? Значит, рано или поздно у него все получится. По крайней мере, сейчас, со вторым сыном, я не переживаю. Ему уже 1 год и 8 месяцев, самостоятельно на горшок еще не садится, но если вовремя предложить — сядет и все дела сделает. Так что ждать осталось недолго. Ну и, конечно, мы давно купили хорошую стиральную машину.