Как облегчить жизнь ребенка с гиперактивностью и его родителей
Содержание:
- Разрешить себе поступать «не педагогично», а так, как подсказывает интуиция
- Искать, выбирать подходящих для ребенка воспитателей, тренеров, педагогов
- Позволять ребенку получать новизну и положительные эмоции
- Акцентировать внимания на достижениях своего ребенка
- Уходить от чувства вины и открыто защищать своего ребенка
«Вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить!» Как же это в точку, прямо в самое яблочко, когда речь идет о детях, активность которых много выше среднего. Они требуют повышенного внимания, наводят «шороху» всем и вся, порой просто выносят мозг. Но какие же они экспериментаторы, выдумщики и затейники!
Не будем лукавить — с ними непросто. Сложно, беспокойно, порой невыносимо. С ними всегда нужно быть в тонусе, но зато уж точно не соскучишься. Умные, даже слишком. И то, что «прокатывает» первый раз, на второй уже просто не сработает.
Родителям гиперактивных детей нужно всё время что-то придумывать. Напрочь забыть о шаблонах, абстрагироваться от общепринятых догм, научиться смотреть на мир глазами своего ребенка, а не социума. Перестать жить в напряжении и ощущении вины. Понять и принять. А главное — научиться верить в собственного ребенка.
На вебинар реабилитолога Олега Леонкина про гиперактивных детей пришло много отзывов от участников — историй, родительских открытий, рассказов о личном опыте. Вот самые полезные советы родителей.
Разрешить себе поступать «не педагогично», а так, как подсказывает интуиция
«Надо четко осознать, что никто, кроме вас, не знает, как лучше вам и вашему ребенку», — говорит Олег Леонкин. За этим наступает невероятное облегчение, которое помогает противостоять «общественному мнению», особенно мнению бабушек и воспитателей. И да, не нужно угрызений совести, потому как в вашем случае — это не «оппозиция», не протест остальным, а способ выживания. Вместо того чтобы чувствовать себя виноватым, достаточно принять: «Да, мне так можно».
— Все рисовали, а ваш сын сидел.
— Сидел?! Не бегал, не дергал остальных? Да молодец какой! Мороженое ему за это.
...
— Пусть побегает, лучше будет спать.
А я вижу, что это уже «срыв», глаза стеклянные, бег по кругу (в прямом смысле этого слова).
— Спасибо, мы пойдем домой.
...
— Почему ты не покупаешь сыну самокат/велосипед?
Я понимаю, что самокат для нас — это нервы. И для меня (не смогу проконтролировать, или, наоборот, буду в постоянном напряжении), и для ребенка.
— Спасибо, нам не надо.
...
«Нельзя перекусывать». Но по опыту знаю, что «срыв» чаще бывает от физиологических причин: голоден, не выспался, жарко. Теперь не жду обеда. Пришел:
— Мам, дай печеньку.
— Возьми.
Как правило, одной печеньки оказывается достаточно, зато напряжение снимается, может спокойно доиграть/подождать нормальной еды. А если на этом не заостряешь внимание, то и перекусов становится меньше, действительно, по необходимости.
Искать, выбирать подходящих для ребенка воспитателей, тренеров, педагогов
На вебинаре неоднократно звучала мысль: «Не можно, а нужно менять активности, искать специалиста, учителя, тренера, который поймет особенности общения с вашим ребенком». И это не прихоть. Это нормально — искать, и подбирать комфортного человека.
После вебинара мне спокойнее далась мысль о смене детского сада. Если до этого я делала акцент на сыне (он неуправляемый, с ним сложно), то теперь я изменила направление мысли: «Не получилось, ничего страшного, будем искать». Надо искать других, которые или интуитивно, или научено будут уметь работать/общаться с моим гиперактивным ребенком. И в этом моя «мамская» задача, а не в том, чтобы «ломать» ребенка.
Позволять ребенку получать новизну и положительные эмоции
Для гиперактивных детей это особенно важно. И пусть это будет пятый по счету кружок в этом году или десятая секция. В данное конкретное время ребенок увлечен, ему интересно, а значит, есть выход его энергии в мирное русло — это первостепенно.
Мы еще раньше интуитивно поняли, что нужно много нового и разного, но меня это часто злило. «Ура, нашли, что цепляет», пара месяцев — и поехали сначала. После курса что-то сложилось в голове, я поняла: не будет «покоя» — и включилась в эту игру: «А чем я еще сегодня могу тебя удивить». И даже не обязательно каким-то новым делом, а своими реакциями, действиями, ответами. Очень азартно.
И удивительно, очень естественно все получается, как будто открылась какая-то детская часть во мне, и ей в кайф поиграть. Это состояние мне нравится гораздо больше планеты «Тяжеляки», которая была до этого.
Акцентировать внимания на достижениях своего ребенка
Не смотрите на других детей, не примеряйте их успехи на своего малыша. «Хорошее» для гиперактивного ребенка — это не то «хорошее», что принято для всех.
Сегодня сын зашел в группу и поздоровался. Для всех — это норма, нечего и обращать внимание. А для нас — успех. Потому что «забывает», заходит, видит, что уже идет игра, и всё. Все внимание уже на ковре, все приличия по боку.
Донес стакан с водой спокойно, шагом, не разлил — значит «+», и еще какой.
Уходить от чувства вины и открыто защищать своего ребенка
Понять и принять его таким, какой он есть. Снять раздражение и уйти от чувства разочарования и постоянного беспокойства. Осознать уникальность и волшебность вашего ребенка, искренне верить в него. Только из такого состояния нужно искать пути помощи и двигаться дальше.
После курса произошло какое-то более масштабное принятие ребенка. Пришло осознание того, что таким детям нужен «толчок» извне. Перестало раздражать, что в 7 лет каждый раз — целая история с тем, чтобы одеться на улицу. Ну, не буду же я злиться на человека без ноги, что он не может бежать быстро. А почему тогда злюсь на сына, если ему нужна помощь, если внутреннего нет ресурса. Осозналось и распространилось на другие аналогичные ситуации.