Как выбрать профессию и почему бесполезно копить знания
Содержание:
- Идея первая: хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию
- Идея вторая: нужно копить деньги
- Идея третья: нужно копить знания и во всем разбираться
- Идея четвертая: нужно все делать хорошо, качественно
- Идея пятая: нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха
- Идея шестая: вверх по карьерной лестнице
Психолог Людмила Петрановская составила список страхов поколения сегодняшних родителей, которые только мешают в воспитании детей в современном мире.
Идея первая: хорошо иметь на всю жизнь надежную профессию
Конечно, есть профессии, которые точно не исчезнут. Какие-то врачи все равно останутся, но, скорее всего, они будут очень мало похожи на сегодняшних. И чтобы таким стать, человеку надо будет переучиваться полностью.
Когда я заканчивала школу и уже тогда хотела поступать на психфак, мне говорили: «А кем ты будешь работать? Ты понимаешь, что психолог — это только работа в клубе тех, кому за 30». Начнем с того, что «для тех, кому за 30» — это уже смешно. В те времена был специальный клуб для тех, кто не нашел себе пару до 30 лет, и вот только с помощью психолога и специально организованных танцулек они имели шанс на создание семьи. Сейчас народ в 30 лет только чешет затылки: «Жениться — не жениться, выходить замуж — не выходить, или еще подождать». Не говоря уже о том, что психологи стали очень востребованы.
Но это так и было. У меня были друзья-филологи: жена училась на отделении классической филологии, изучала древнегреческий и латынь, а муж учился на отделении славянской филологии и изучал языки братских народов (это было в советские времена). И пока они учились, было очевидно, что у мужа верный кусок хлеба в руках, потому что переводы разных коммунистических писателей шли, приезжали делегации, это был постоянный объем работы. А она учится какой-то дурацкой латыни, которая никому не нужна. Потом случилась перестройка, муж остался без работы, а она была нарасхват, потому что все стали открывать классические гимназии и желали учить детей латыни.
Идея вторая: нужно копить деньги
Следующее убеждение, доставшееся нам от бабушек, но его мы исповедуем сами и пытаемся внушить детям: нужно откладывать на «черный день», вообще копить деньги. Но что такое в современном мире «копить деньги»? Как? Помните у Агаты Кристи: он ей оставил сколько-то фунтов, она их положила в банк под проценты, жила на них в своем миленьком сельском домике с двумя спаленками и с маленьким садиком и пила чай у Тиффани иногда.
В современном мире это невозможно, все ставки уже давно отрицательные, а копить и откладывать деньги можно только на какую-то очень короткую перспективу. Дальше что с ними делать? Надо их куда-то вкладывать, а куда — нужно знать. Просто так принести в банк, положить и успокоиться — невозможно, в чулок положить — еще глупее. Хотя не знаю, что глупее: может, в ситуации банковского кризиса в чулок умнее. Но стратегия «копи деньги, и будет тебе счастье» больше не работает.
При этом часто мы приучаем детей к бережливости, к чему-то такому, что тоже уже нерелевантно. В современном мире проще поменять какую-то вещь, чем трястись над тем, чтобы ее не порвать и не испачкать. Это экономия, в том числе и денег, времени и прочего, не считая нервов.
В книжке «SelfMama» я писала лайфхак для работающей мамы. Если у вашего ребенка в школе есть форма, купите в три раза больше одежды, чем ему нужно объективно. Таким образом вы сэкономите свое время и не будете вынуждены стирать и сушить феном эту форму в ночи.
Что сказала бы моя бабушка, если бы я купила в три раза больше одежды, чем нужно моему ребенку? Хорошо, садимся, пересчитываем. Сколько стоит лишняя юбка или лишний жилет для вашего ребенка? Сколько стоит ваш рабочий час?
Идея третья: нужно копить знания и во всем разбираться
Человек должен все знать. Ребенок должен все прочитать. «100 книг, которые обязательно должен прочесть ваш ребенок», «100 фильмов, которые обязательно посмотреть». То обязательно, это обязательно. А представление о том, что важно накопить знания, нерелевантно вообще в современности.
Объем информации такой, что накопить его невозможно, при этом доступность этой информации такова, что помнить ее нет никакого смысла. Школа полностью сидит на этом — накопить знания. Широкая образованность, эрудиция 50 лет назад давали конкурентное преимущество, а сейчас единственное, где вы можете это применить — пойти играть в игру в телевизоре.
На самом деле в современном мире гораздо эффективнее ориентироваться в море информации, уметь ее структурировать, уметь различать достоверную информацию и фейк. Где этому учат? Человек сам научится в интернете. Не в школе, не у родителей. Кто-то научится, а кто-то нет.
Идея четвертая: нужно все делать хорошо, качественно
Мой дедушка говорил: «Нельзя ничего делать тяп-ляп». Нерелевантно. Если в современном мире вы попытаетесь все делать хорошо, вы недолго протянете, честно вам скажу. Задача в современном мире, наоборот, прямо противоположная — уметь ловко и быстро определять, что мы делаем максимально хорошо, что мы делаем приемлемо, а что мы делаем тяп-ляп.
Вот этому как раз школа учит хорошо, потому что задают так много, что сделать все невозможно. И если родители не выносят детям мозг и не требуют, чтобы рефераты по москвоведению были написаны на 5 баллов самостоятельно после изучения литературы, дети начинают ориентироваться, что важно, а что не очень.
Кто постарше, помните типичный объем домашних заданий, например, в начальной школе? Три примера и одно упражнение. Вы посмотрите, что сейчас задают! Эта ситуация учит детей делать выбор, но важна позиция родителей. Нависают ли они над ребенком, что все нужно делать хорошо, а потом жалуются, что ребенок 5-6 часов сидит за уроками с истерикой?
Или говорят ребенку, что в этой ситуации все сделать невозможно, разбирайся, что можно сократить, а что нужно сделать качественно, давай я тебе помогу. Необходимая компетенция в современном мире — ранжировать задачи: что нужно делать на совесть, что нужно делать на уровне «сойдет», что нужно делать, лишь бы отвязались.
Идея пятая: нужно стараться, чтобы усердием добиться успеха
Еще одна важная истина, которую считали незыблемой наши бабушки и дедушки, что все хорошее дается тяжелым трудом, ты должен стараться и усердием добьешься результата.
Вокруг мы видим успешных людей, многие из них очень много работают. Можно ли их работу назвать словами «усердие», «трудом добиваются»? Они работают, как подорванные, потому что их прет, им нравится, они в своем потоке. А кто-то вообще случайно добивается успеха, а кто-то добивается успеха явно не в соответствии с усилиями.
Почему владелец Facebook стал очень богатым человеком, а владельцы других систем, которые, может, даже были получше, оказались купленными Facebook? Достаточно случайно, был удачный момент, как-то так сложилось. Дети же не дураки, они видят, что в современном мире усердность вовсе не равна успеху.
Идея шестая: вверх по карьерной лестнице
Карьера в современном мире все меньше носит вертикальный характер. То, что было всегда — шаг за шагом, ступенька за ступенькой: побыл рабочим, потом бригадиром, потом начальником цеха и так далее. Ты должен попасть в крупную иерархию, в крупную корпорацию, в какую-то крупную структуру, и там, ступенечка за ступенечкой, карабкаться выше. И если ты не попадаешь в эту иерархию, то у тебя особых шансов нет.
Что мы видим в современном мире? Снова появилась горизонтальная карьера. Когда в последний раз она была? Средневековье, город мастеров: ты не делаешь карьеру в корпорациях, ты просто лучше всех делаешь горшки или плетешь коврики, и про тебя идет слава, что так, как ты, не делает никто.
Ты не становишься начальником всех горшечников, ты просто делаешь самые крутые горшки, и к тебе приезжают со всех окрестных городов, твои горшки растут в цене, и ты максимум берешь людей в подмастерье, они делают что-то похожее, но все равно не такое же, как ты. Вот это горизонтальная карьера. Современный мир делает это очень возможным.
У меня был очень пожилой родственник, которому на момент перестройки было за 70. Он всю жизнь работал в каком-то маленьком отделе в таможенной службе СССР и колупал там какое-то морское таможенное право. Когда железный занавес упал, выяснилось, что таких специалистов нет вообще.
После чего все ведомства и министерства валялись у него в ногах, его буквально были готовы носить на руках из квартиры в машину, а потом в кабинет поднимать, чтобы только он не ушел на пенсию. Так случилось, что на несколько лет он оказался единственным специалистом в России вообще в какой-то области этого самого права. Сидел человек тихо всю жизнь на маленькой министерской должности, и вдруг в одночасье, в силу не зависящих от него процессов, оказался гипервостребованным специалистом.
Концепция карьеры в современном мире не про то, что ты обязательно принадлежишь к чему-то большому и внутри этой структуры карабкаешься, а в том, что ты знаешь что-то особое и уникальное.
Я помню одну совершенно потрясающую консультацию, которая у меня была с мамой шестнадцатилетнего мальчика. Она очень сердилась, что он прогуливает школу, не делает уроки, плевать хотел на ЕГЭ и так далее.
Я начала выяснять, а что он делает, когда не делает уроки. Слово за слово выясняется, что мальчик сочиняет музыку для компьютерных игр, зарабатывает примерно три тысячи евро в месяц, востребован в Австралии, в Канаде, где-то еще. И почему-то он не хочет в школу ходить и недостаточно усердно читает роман «Война и мир».
Если мы требуем от ребенка все делать качественно, у него не будет шанса стать в чем-то лучшим.
Перечисленные примеры устаревших идей — это только то, что мне навскидку пришло в голову. Если вы подумаете, то тоже вспомните примеры незыблемых истин, которые мы внедряем в головы детей, а они уже не соответствуют реальному положению дел. У нас просто не хватает скорости анализа и критичности мышления, чтобы успевать это сообразить.
Продолжение следует.