Содержание:
- Отдавать - не отдавать?
- Детский сад нужен
- Детский сад не обязателен
- Возраст
- Выбор
- Подготовка
- Вначале
- Расставание
"Ваш мальчик не ходит в детский сад? Почему же?" - эти вопросы я слышу уже в течение двух с половиной лет, с тех пор, как всем окружающим стало ясно, что у меня скоро родится второй ребенок. Однако и теперь ни мой мальчик, которому почти пять лет, ни тем более девочка, которому чуть больше двух, в детский сад не ходят.
Почему? Мне просто не хочется отдавать их туда. Нам так хорошо втроем! Мы гуляем, читаем, играем в кукольный театр, поем песни, ходим в бассейн и на занятия в детский клуб. Мне жаль разрушать ту гармонию, которая царит в нашем маленьком семейном мире. Но, быть может, дети, не посещающие детский сад, недополучают чего-то важно?"
Марина К., г. Королев
Разрешить подобные сомнения, тревожащие сегодня многих мам, мы попросили старшего научного сотрудника Психологического института РАО, кандидата психологических наук Елену Анатольевну Смирнову.
Отдавать - не отдавать?
При социализме детский сад был первой школой коллективизма. Сегодня в цене, напротив, индивидуальность. Потребность общества в столь раннем приобщении своих маленьких членов к коллективу отпала. А детский сад, как и всякий общественный институт, отражает состояние общества в целом.
В былые годы детский сад был единственным местом, где с дошкольниками занимались рисованием и лепкой, музыкой и физкультурой. Теперь в крупных городах нет недостатка в детских клубах, студиях гармоничного развития, которые готовы обучать малышей и математике, и чтению, и письму, и ритмике, и английскому. Так что и в образовательном смысле детский сад перестал быть незаменимым.
Однако детские сады по-прежнему существуют. И если материальное положение семьи не вынуждает маму выходить на работу, она начинает задумываться: а нужен ли детский сад моему ребенку?
Детский сад нужен
Есть дети, которым не обойтись без специализированного детского сада. Например, дети с проблемами зрения и слуха. В таком садике с ними занимаются по специальным методикам, которые родителям освоить чаще всего не по силам.
Детский сад остро необходим детям из неблагополучных семей, лишенным внимания и заботы в родном доме. В этом случае садик - подчас единственное место, где будут заниматься их развитием, приобщать к культуре.
Единственным детям в семье, растущим в окружении одних только взрослых, детский сад тоже приносит определенную пользу. Однако тут не все так просто.
Четырехлетний Витя уже несколько месяцев ходит в детский сад, но чувствует себя там очень плохо. Воспитанный, дружелюбный мальчик стал грустным, капризным, а в саду так ни с кем и не подружился.
На консультации у психолога выяснилось, что Витя, привыкший дома к вежливости, бескорыстной любви родителей, никак не мог приспособиться к садовскому "закону джунглей": каждый сам за себя. Он привык, что домашние искренне интересуются его жизнью, его переживаниями. А тут он вдруг никому не нужен...
Оказалось, что Вите просто надо было объяснить, что воспитательница и не должна заменять маму, а детям в саду приходится быть более самостоятельными и самим отстаивать свои права. Но это не значит, что им не хочется дружить. Ну, а с некоторыми неписанными правилами детского коллектива можно смириться, не принимая их слишком близко к сердцу.
Посещение детского сада может принести пользу и застенчивым детям - обычно это те, кому просто негде было научиться налаживать контакты со сверстниками. Однако если вы считаете своего ребенка застенчивым, не стоит пускать ситуацию на самотек, надеясь, что он сам всему научится. От вас может потребоваться особая чуткость, чтобы понять, в каких именно ситуациях малыш чувствует себя неуверенным, беспомощным. Хорошо бы проиграть такие ситуации с ребенком, раздав "роли" любимым куклам или воображаемым персонажам.
Трехлетнему Игорю до поступления в детский сад было практически неведомо слово "нельзя". Дома он привык к полной бесконтрольности, не умел ни одеваться, ни убирать за собой игрушки.
Поэтому неудивительно, что он был просто в шоке от требований воспитательницы: сидеть за столом вместе со всеми и выполнять задания во время занятий, лежать в постели в тихий час... Мальчик стал плохо спать, капризничал по любому поводу. Беседа с родителями помогла им понять, что и дома ребенка нужно приучать к дисциплине и порядку.
Однако есть дети, которые, в отличие от Игоря, именно в детском саду, "за компанию", лучше и быстрее обучаются контролировать себя, подчиняться общим правилам.
Отлично чувствуют себя в коллективе детишки, любящие "работать на публику" (выражаясь по-научному - имеющие истероидные черты характера). В детсадовской группе так много зрителей! Такие дети охотно соревнуются, кто быстрее съест свою порцию (хотя дома могут сидеть над тарелкой часами), активно участвуют в праздничных представлениях.
Казалось бы, успехи ребенка налицо. Но ведь таким образом он "досыта кормит" только одну и без того чрезмерно выраженную сторону своей натуры. А это отнюдь не способствует гармоничному развитию личности. Таким детям хорошо бы научиться сопереживанию, большей глубине чувств. А этому в детском саду никто научить не сможет.
Детский сад не обязателен
Опыт, необходимый для нормального развития и взросления, не дается даром. Детский сад в этом смысле, пожалуй, первая школа жизни, и она может быть достаточно суровой.
Однако если в семье двое или больше детей, детский сад не так уж и необходим. Когда мы говорим о "коллективизме", то нередко забываем, что в саду дети отчуждены друг от друга. Каждый сам по себе и сам за себя. А вот в семье, где больше одного ребенка, хочешь не хочешь, а приходится с малолетства учиться жертвовать своими интересами ради брата или сестры.
В семье старшие дети чувствуют ответственность за младших, младшие многому учатся у старших. Если братья и сестры близки по возрасту, они всегда найдут, во что поиграть вместе. Пока старшему не пришла пора идти в школу, лучше не разлучать их. Хорошо, если есть возможность отдать их в детский сад с разновозрастными группами.
Если вам важно, чтобы личность ребенка сформировалась преимущественно под вашим влиянием, отдавать его в детский сад надо не раньше трех лет, а лучше даже после пяти.
Пять лет - возраст социализации. Ребенок, как правило, готов покинуть уютный семейный мирок и отправиться "в люди". Походив в детский сад год или два перед школой, он получит тот же опыт, которым овладели его сверстники годом-двумя раньше. Но ему будет легче переварить и усвоить нормы коллективной жизни, так как психика его более зрелая и отношение к окружающему миру, представления о добре и зле сформировались дома, среди любящих и неравнодушных к его душевному состоянию людей.
"В мае моей дочери исполняется три года, и мне придется выйти на работу. Я с удовольствием сидела бы с ней дома и дальше, но наша семья не может себе этого позволить. Мне кажется, дочь непросто сходится с новыми людьми. Что мне надо учесть, отдавая ребенка в детский сад?"
Евегния Ш., Москва
Напутствовать родителей мы попросили Наталью Михайловну Рыманову, психолога детской поликлиники N 81 г. Москвы.
Возраст
Мой опыт работы показывает, что наиболее благоприятное время для начала детсадовской жизни - четыре года. При этом не очень большое значение имеет календарный месяц: февраль ничуть не хуже сентября. Прекрасный вариант - март, начало апреля: дни становятся длиннее, массовые инфекции сходят на нет, ощущается весенний прилив энергии.
Выбор
Среди критериев, которыми они руководствовались при выборе садика для ребенка, родители обычно называют близость к дому и стоимость услуг детского сада. Да, это важно, исходя из этих позиций можно произвести предварительный отбор. Но принимая окончательное решение, помните: самое главное - не внешнее убранство, а воспитатели и ребята.
Издалека понаблюдайте за детьми и педагогами на прогулке, расспросите мам и бабушек тех ребятишек, которые уже ходят в этот детский садик, о здешних порядках и правилах. Познакомьтесь с заведующей (или методистом) сада, попросите подробнее рассказать о методических и образовательных программах, используемых в этом дошкольном учреждении. Особенно это важно для будущих первоклашек.
Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышали шума, гама и громкого смеха, значит, педагоги здесь излишне суровы, правила чересчур строги. Поищите что-нибудь другое.
Воспитатели должны прежде всего понравиться вам, вызвать у вас добрые чувства.
Подготовка
Примерно за месяц до начала детсадовской жизни почаще отправляйте ребенка ненадолго к бабушке или к друзьям с маленькими детьми (ваше отсутствие необходимо). Расскажите малышу о детском саде, сводите его туда, познакомьте с воспитательницей (предварительно с ней договорившись), покажите группу, столовую, музыкальный и спортивный залы. "Ты уже подрос и вполне можешь заниматься, "учиться" в детском саду", - такими словами вы подчеркиваете новый ("взрослый") статус ребенка.
Некоторые родители рассчитывают, что в дошкольном учреждении их ребенка научат тому, чему не смогли научить дома. Это неправильная постановка вопроса!
Во-первых, ни один детский сад не заменит маленькому человеку его семью, любимых и любящих родителей. Перекладывая (пусть лишь мысленно) воспитание и уход за ребенком на плечи воспитателей, вы вольно или невольно отстраняетесь от него, а ему, напротив, именно сейчас необходимо ваше участие и присутствие в его жизни.
Во-вторых, ребенок, не наученный делать то, с чем успешно справляются его ровесники в группе (самостоятельно есть, умываться, одеваться и т.п.), будет чувствовать себя неуютно и отнимать лишнее время у воспитателя. Поэтому не поленитесь выяснить, какие требования предъявляются к детям в группе: уверена, трехлетний и более старший малыш в состоянии с вашей помощью им соответствовать.
Вначале
В первый день побудьте немного с малышом в детском саду, дождитесь, чтобы он сам отпустил вас. При расставании заверьте, что обязательно (и, к тому же, скоро) вернетесь за ним. Заберите его через 2-3 часа, до сна. Обязательно захватите в детский сад любимую игрушку или вещицу малыша - пусть он знает, что и здесь его окружают знакомые, родные вещи.
Но не затягивайте фазу "я заберу тебя до сна": у детей быстро возникает стереотип, что пребывание в детском садике заканчивается после обеда, и через 2-3 недели адаптации (когда вы уже сами этого захотите) вам будет трудно уговорить ребенка остаться на сон и дальше, до вечера.
Принимая решения по поводу пребывания ребенка в детском саду, учитывайте не только свои наблюдения за малышом, но и советы воспитателей.
Расставание
Во многих детских садах существует "традиция", непонятная многим родителям: утром воспитатели настойчиво просят только привести ребенка в группу и быстро уйти.
Этому есть объяснение. Затягивают расставание обычно те родители, которые при этом испытывают грусть (пусть и не показывая вида). Ребенок всегда это чувствует и тоже настраивается на минорную ноту. После такого слезливого "начала дня" ему труднее прийти в себя, включиться в общий ритм.
Если вы чувствуете себя виноватой в том, что "бросаете" ребенка в чужие руки, считаете себя "предательницей" по отношению к нему - ваш малыш не скоро перестанет плакать по утрам. Чтобы этого не произошло, вам предстоит избавиться от чрезмерного чувства вины. Иногда для этого может потребоваться помощь психолога.
Адаптация
Дети по-разному реагируют на новые условия жизни - в данном случае на детский сад. Это могут быть и капризы, и упрямство, и плаксивость, а также дневной энурез, хотя дома про мокрые штанишки давно забыли. На нервной почве у детей нередко случается расстройство стула, ухудшение сна и снижение аппетита.
Адаптационный период обычно занимает 2-4 недели. Если перечисленные недомогания и реакции за это время не исчезают или усиливаются, стоит проконсультироваться с медицинским психологом (в детской поликлинике, а не в детском саду) или с неврологом. Возможно, они порекомендуют поддерживающую фитотерапию, которая приносит очень неплохие результаты.
Непрерывная связь
Постарайтесь сделать так, чтобы у ребенка сложилось ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Не расспрашивайте его без конца, чем он занимался сегодня в садике. Ответ будет неизменным: "Я играл" или "Мы гуляли". В дошкольном возрасте мышление ребенка носит конкретный характер, поэтому нужны точные вопросы ("Что вы сегодня рисовали?", "Ты играл в мяч на прогулке?"). Малыш поймет, что его детсадовская жизнь вам понятна и близка.
Еще лучше, если вы сможете приглашать домой друзей из детского сада. А подметив, что больше всего нравится делать малышу в детском саду, постарайтесь и дома предложить ему такие же занятия и развлечения.