Статьи

Агрессивность в песочнице

Наш малыш недавно научился ходить. И вот мы с ним в песочнице, уже знакомой, но со стороны – наблюдали за играющими там детьми еще из коляски. Рядом копошатся двое-трое ровесников – более мирную картину трудно себе представить.

Наш малыш недавно научился ходить. И вот мы с ним в песочнице, уже знакомой, но со стороны — наблюдали за играющими там детьми еще из коляски. Рядом копошатся двое-трое ровесников — более мирную картину трудно себе представить. Но что это? Наш кроткий ангел стучит малышку в кудряшках по голове лопаткой, пытаясь отобрать у нее приглянувшуюся формочку, а когда та формочку не отдает — собирается ее укусить... А рядом годовалая крошка так сильно обнимает и сжимает ровесницу — видно, от большой любви, — что та начинает плакать от испуга...

Мамы в ужасе: неужели у нас агрессивный ребенок? Где и в чем мы ошиблись — вроде, и голос на него не повышали, и не шлепали никогда. В чем же дело?

А дело в том, дорогие мамы, папы, бабушки и няни, что наш ребенок подрос. И нравится нам это или нет, но более 70 процентов детей в возрасте от 1 года 2 месяцев до 2 лет имеют «вспышки агрессивного поведения». Правда, это совсем не значит, что малыш растет агрессивным и неуправляемым. Для феномена агрессии годовалых даже есть отдельное название — возрастная агрессия.

Что это такое и как это выглядит?

Попробуем ответить максимально подробно, потому что это как раз такое поведение малыша, по поводу которого у родителей впервые возникают сильные и противоречивые чувства: стыд, желание закричать, а может быть, даже ударить ребенка, который ведет себя так некрасиво.

У англоязычных психологов и педагогов есть термин «тоддлер» — это ребенок от 1 до 2 лет. Он недавно начал ходить и вообще малоуправляемый и весьма непослушный. Он может вдруг перестать слушать обращенную к нему речь и вообще что-либо. В такой момент он весь — сплошное желание или не-желание чего-либо.

Он кричит, может бить, кусать или отчаянно размахивать ногами, руками и головой. Он совершенно не замечает реакции на себя и свое поведение со стороны взрослых и даже своей мамы.

Молодые мамы нередко впадают в шок — если это первый случай. А потом может наступить отчаянье: «Я не справляюсь!» или тревога: «С ребенком что-то не так!».

Откуда берется «агрессии тоддлеров»

Дело в том, что наш малыш еще совсем не умеет общаться с другими детьми. Очень хочет, но совсем не умеет. Малыш хочет вступить в физический контакт, погладить, а вместо этого бьет по лицу ладошкой. Поцелуй в щечки плавно переходит в укус, а объятия — в сильный толчок.

Просто это такой возраст, когда желаний у нашего ребенка много, а словарный запас недостаточен. Желания сильные, ждать их исполнения малыш почти совсем не может, а слова, могущие эти желания выразить, очень быстро кончаются. Говоря научным языком «вторая сигнальная система» развита слабо, и когда ее возможности исчерпываются — на помощь приходит «первая»... Помните, что это такое? Правильно, крик и жестикуляция — то, как общаются друг с другом животные. А когда и эти возможности исчерпываются — в ход идут кулаки. И происходить это может быстро — буквально в течение минуты. И вот уже драка. «У нас приличная семья, а ребенок так себя ведет!»

Главное для родителей — не пугаться. Мы имеем дело с возрастным феноменом: само появилось, само и пройдет. Со временем. И если мы будем правильно реагировать.

Как же правильно реагировать на агрессивное поведение ребенка этого возраста?

Первое. Если у вас есть физическая возможность, возьмите малыша на руки и «изымите» его из зоны конфликта. Обоснование тут простое: пока ребенок видит желанный предмет или сверстника, с которым только что сцепился, — он не услышит ничего и никого.

Второе. Помните, что в тот момент, когда ваш малыш плачет, кричит или просто сильно расстроен — он не воспринимает ничего и никого. Любые, даже самые правильные ваши слова не достигнут цели. Воспитывать дитя надо в «нейтральное время», когда буря чувств улеглась.

Поэтому все, что нужно в конфликтный момент — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом с ним и вы его не отвергаете.

Третье: постарайтесь не думать о том, как сейчас на вас смотрят другие родители и что они думают о результатах вашего воспитания. Сосредоточьтесь на своем малыше. Ему важно услышать от вас правильные слова.

Не надо говорить ему: «Ты плохой мальчик (девочка)! Мама тебя не любит!» Да, к сожалению, это классика жанра, такое и сейчас еще можно услышать на детской площадке, правда, чаще все же из уст пожилых людей — бабушек или нянь.

Люди молодые постепенно усваивают, что надо разделять проступок и того, кто его совершил. Поэтому скажите ребенку (максимум): «Ты плохо сделал» или «Как же ты, такая хорошая девочка и так нехорошо сделала». Помните также, что ребенок еще только-только осваивает социальные нормы, то есть только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И наконец, четвертое: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение. Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное — почему это произошло. Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось нехорошо. Видишь, Даша плачет. Давай теперь пойдем, ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. (Обычно бывает так, что ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.)

И еще раз — не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите — он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Бывают ли действительно агрессивные дети такого возраста?

Часто за агрессивных принимают детей слишком возбудимых, неуравновешенных, гиперактивных. Таких малышей легко заметить на детских площадках — они очень быстро бегают, все время куда-то залезают, часто падают, двигаются как бы на повышенных оборотах. Агрессивность таких детей — лишь побочный продукт их общей высокой «разрушительности».

Еще по-настоящему агрессивными бывают дети, у которых серьезные неполадки в семье. Несчастный, загруженный взрослый кричит на ребенка или шлепает его — ребенок бьет ровесника в песочнице. Это так называемая отраженная агрессия. И пока не снимется источник напряжения у взрослого — ребенок не перестанет вести себя агрессивно.

Еще ведут себя более агрессивно те дети, родители которых разрешают им смотреть по телевизору и видео все подряд.

Казалось бы: какая связь между телевизором и жизнью? Дело в том, что дети до 3-4 лет многому учатся в основном благодаря подражанию. Они не анализируют образцы поведения взрослых, а просто их повторяют. Агрессия, подсмотренная с телеэкрана, — так называемая «масс-медийно наведенная агрессия». По тому, как двигается ребенок на детской площадке, каким голосом он произносит слова, можно догадаться, что он насмотрелся боевиков или просто агрессивных мультиков. Если такой малыш играет рядом с вашим — будьте внимательны, т.к. действия детей, часто и помногу смотрящих программы с образцами агрессивного поведения, могут быть непредсказуемы.

Так, может, подождать с песочницей?

Не подвергать своего малыша риску, а себя самих не подставлять под косые взгляды других родителей?

Ну, во-первых, вряд ли вы долго продержитесь в изоляции. А во-вторых, песочница (и шире — детская площадка) — незаменимое для городского ребенка и его мамы место, где можно на мир посмотреть и себя показать. И она вам и вашему карапузу по-настоящему нужна. И вот тому несколько причин.

  1. Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться». В этих понятиях — залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг, на это требуется время — от нескольких недель до нескольких месяцев. И ни в коем случае «плохое» поведение ребенка не должно становиться поводом к тому, чтобы в песочницу не ходить.
  2. Песочница развивает социальный интеллект ребенка. Малыши с огромным интересом наблюдают за сверстниками, особенно интересны им дети чуть постарше. Вместе играть годовалые и двухлетние еще не могут (по своим возрастным возможностям), но с большим интересом играют рядом, учатся новым игровым действиям. Правда, могут подхватить и какие-нибудь вредные привычки.
    В компании двухлеток уже видны лидеры и тихони, заводилы и аутсайдеры. Ровесники говорят на одном языке. Им просто развлечь друг друга, а взрослому для этого нужно очень стараться.
    Кроме того, мама (или бабушка, или няня) и малыш за день устают друг от друга, и прогулка в компании других ребятишек может неплохо разрядить напряженность.
  3. Песочница — клуб общения для мам. Маме маленького ребенка очень важно в течение дня общаться с другими взрослыми людьми, желательно имеющими сходные проблемы. Известно, что русская психотерапия — это общение с друзьями. Возможность поделиться какими-то мыслями или просто переброситься парой слов.
  4. Видя, что другие дети ведут себя похожим образом, вы можете понять, что ваш ребенок — не монстр.

Это очень важный урок для начинающей мамы. Ведь известно, что первый ребенок — мера всех вещей. И кажется, что он такой — один. Прекрасный или ужасный. Если гулять вместе с другими детьми, можно видеть, как ведут себя другие.

17.08.2009


[10 мес. - 2 года 6 мес.]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Лераслаб | 27.04.2018

Прекрасная статья, очень много для себя почерпнула. Спасибо

Алина | 26.04.2018

Так мало действительно полезного контента, а Вам спасибо за качественную работу. Не жалко времени потраченного на чтение!

ника | 02.05.2012

Огромное спасибо! А то не знала, что делать. Малыш был такой спокойный, да и семья более чем приличная. Никто никогда голоса не повышал друг на друга. А тут агрессия в песочнице... Зато теперь буду знать, как себя вести, чтобы не было мучительно больно за свое поведение перед малышом. А ему в дальнейшем не было проблем в общении с другими детками.

марс | 08.04.2011

Понимание взрослому важнее,чем ребенку.С возрастом цена понима- ния растет.

Оксана | 22.09.2010

Спасибо вам огромное за статью!

Марина | 16.06.2010

Отличная статья!

Ксения | 25.04.2010

Статья замечательная,думаю советы пойдут на пользу и мне и моему сыну!

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings