Отряд «Лиза Алерт» напоминает о правилах безопасности
Содержание:
- О чем поговорить с ребенком, который перемещается самостоятельно
- Советы родителям: как говорить с детьми о безопасности
По интернету активно распространяется видео с подъездных камер из подмосковного города Ступино, где девочка заходит в подъезд, за ней — мужчина, и девочка, видя, что он её преследует, выходит из подъезда и возвращается туда уже с другим мужчиной, который её провожает. Поисковый отряд «Лиза Алерт» отреагировал на это видео и рассказал, чему учить ребёнка на случай подобной ситуации.
О чем поговорить с ребенком, который перемещается самостоятельно
Если тебе кажется, что за тобой специально идет незнакомец, не надо пытаться проверить, так это или нет. Если у есть хоть малейшее подозрение, что тебя преследуют, немедленно начинай действовать.
- Звони родителям и говори им о том, что происходит. Если боишься, что этот человек услышит ваш разговор, просто попроси тебя встретить.
- Смело звони по телефону экстренных служб, если ты не чувствуешь себя в безопасности — кто-то незнакомый тебя преследует и настойчиво хочет с тобой пообщаться. Набери номер 112, сразу скажи своё имя и фамилию, чтобы оператор был уверен, что этот звонок — не баловство, расскажи, что происходит, и постарайся объяснить, где. Если оператор не поверит и повесит трубку, звони ещё раз и ещё, пока ты не поймёшь, что тебя услышали.
- Не вступай в контакт с незнакомым человеком, который хочет с тобой общаться, не отвечай на его вопросы, не реагируй ни на какие предложения и просьбы о помощи. Заготовь с родителями несколько фраз, которые позволят тебе уйти: «Мне мама не разрешает разговаривать с незнакомыми», «Извините, я спешу» или просто молча уходи — ты имеешь на это полное право. Если человеку действительно нужна помощь, ему поможет другой взрослый человек. Ты не должен помогать чужому человеку!
- Ни в коем случае не уходи в безлюдное, плохо освещённое место, если за тобой кто-то идёт, даже в том случае, если твоя дорога к дому идёт через него. Вернись в школу или на кружок, если они рядом, зайди в магазин, банк, салон красоты и попроси сотрудников этого места тебе помочь — позвонить родителям, побыть рядом с тобой до их приезда. Ты помнишь наизусть телефоны родителей на случай, если у тебя нет телефона, ты его забыл или он сел?
- Обращаться за помощью желательно к человеку с ребёнком, полицейскому, охраннику, сотруднику места, куда ты зашёл.
- Категорически нельзя заходить в подъезд или в лифт с человеком, который тебя преследует! Более того — это делать нельзя ни с каким незнакомым человеком! Отнесись также с подозрением к тому, кто стоит рядом с подъездом, но не заходит вовнутрь, явно чего-то или кого-то поджидая. Не заходи с ним в подъезд!
- Если случилось худшее и человек на тебя напал — пытается зажимать рот, бить, душить и так далее, помни: для спасения хороши все средства! Поэтому кричи как можно громче: «Я вас не знаю! Вы чужой!», кусайся, отбивайся, звони и стучи в двери жильцов, даже незнакомых! Твоя задача — убежать от него, сделай для этого всё возможное!
Советы родителям: как говорить с детьми о безопасности
- Обязательно поговорите с ребёнком о том, что обращаться за помощью — не стыдно, не неловко и не выставляет ребенка в каком-то неправильном свете. Помощь может понадобиться и взрослому, и ребёнку, и мы все люди, а человеческое общество во многом базируется на принципах поддержки и взаимопомощи. Дети часто стесняются побеспокоить незнакомых людей, а также им неловко показать, что они в чём-то подозревают взрослого человека.
- Не учите детей тому, что всех взрослых надо слушаться! Это приводит к тому, что ребёнок робеет, когда к нему обращается незнакомый человек и требует, чтобы он шёл за ним и делал то, что он говорит, и подчиняется.
- Наши дети часто не умеют кричать и вообще боятся производить шум, привлекать к себе внимание, потому что мы постоянно объясняем им, что в общественных местах надо вести себя прилично, нельзя шуметь, доставлять дискомфорт другим и так далее. Объясните, что есть ситуации, когда это делать необходимо! Они называются экстремальными и требуют мгновенной и нестандартной реакции.
- Постарайтесь донести до ребёнка мысль, что его жизнь и здоровье важнее всего, вообще всего, в том числе неловкой ситуации, беспокойства для окружающих и так далее.
- Ребёнку старше 10 лет можно объяснить (без лишних подробностей!), что есть такие люди (преступники), которые хотят сделать ребёнку больно. Ребёнку, который уже знает о половых взаимоотношениях, можно объяснить, что эти отношения касаются исключительно взрослых, но есть такие больные люди, которые испытывают влечение к детям. Это очень серьёзное преступление, за которое полагается или длительное тюремное заключение, или принудительное психиатрическое лечение. Если ребёнок столкнулся с таким человеком, его задача — как можно скорее прервать контакт с ним, убежать и немедленно рассказать вам.
- Всегда встречайте ребёнка, если он вдруг об этом попросил. Не выспрашивайте подробности — просто как можно скорее организуйте его встречу. Не стыдите и не объясняйте, что он уже большой и дойдёт сам.
- Постарайтесь по возможности встречать ребёнка у входа в подъезд.
- Установите на мобильный ребёнка приложение, которое позволяет не только вам отслеживать его местонахождение, но и даёт ему возможность подать сигнал тревоги вам.
- Следите за тем, чтобы ребёнок уходил из дома только с полностью заряженным мобильным телефоном.
- Договоритесь о том, что ребёнок постоянно вам звонит — когда выходит из школы, когда собирается зайти в подъезд.
- Договоритесь с ним о том, что он всегда звонит вам, если задерживается. Если его нет спустя полчаса после назначенного времени, начинайте искать: звоните друзьям, одноклассникам, учителям, тренерам, пройдите по его маршруту, оставив кого-то дома на случай, если он вернётся, пока вас нет. Обращайтесь в полицию (112, 102) и к нам, в «Лиза Алерт».
- И самое главное: постарайтесь не отпускать детей младше 10 лет одних в школу, в гости, на кружок. Не только по причине опасных незнакомцев, но и дорожного движения: обычно до этого возраста ребёнок ещё не умеет оперативно оценивать обстановку, прогнозировать события и быстро реагировать на внезапные изменения и необычные ситуации. Это единственная мера безопасности, которая гарантирует стопроцентную защиту ребёнка от подобных случаев.