— Ты и второго собираешься кормить до двух лет? — спросила меня соседка. — Как получится, может, дольше. — Ходить 9 месяцев беременной, два года кормить, опять ходить беременной и опять несколько лет кормить... Ты себя, вообще, женщиной ощущаешь?
— Ты и второго собираешься кормить до двух лет? — спросила меня соседка.
— Как получится, может, дольше.
— Ходить 9 месяцев беременной, два года кормить, опять ходить беременной и опять несколько лет кормить... Ты себя, вообще, женщиной ощущаешь?
— Как раз в полном смысле этого слова.
— Сумасшедшая...
Подобные высказывания и такие как: "Пора уже вернуть грудь мужу" меня всегда искренне удивляли. Бытует мнение, что кормящая женщина не может жить полноценной жизнью и при этом быть сексуально привлекательной. Причем мнение это бытует как раз у некормящих. Напротив, любая мама, кормящая ребенка больше года, подтвердит, что само по себе грудное вскармливание существенно облегчает жизнь, например, во время болезни ребенка, когда малыш сосет только грудь, в поездке или в гостях. Что же касается физической формы и внешней привлекательности, так многие долгокормящие мамы могут дать фору не только некормящим, но и нерожавшим. Тут все индивидуально.
Удивляет также, что многие люди, узнав, что я кормила сына до двух лет, в своих реакциях впадают в две крайности. Это или: "Безобразие какое!" или "Ничего себе, какая молодец!". Естественной реакции на естественный процесс у людей почему-то не возникает. Никакого подвига в том, чтобы дышать, есть, спать, рожать, кормить — нет. И уж тем более в этом нет никакого извращения.
Помню, моей знакомой нужно было сделать флюорографию, без нее не допускали к сдаче госэкзаменов. Кормящим мамам подвергаться этой процедуре нежелательно, поэтому она отказалась. Но для отчета нужна была справка от участкового педиатра, что, мол, такой-то ребенок, сын такой-то гражданки находится на грудном вскармливании. И все. Она отправилась за этой справкой в детскую поликлинику, из которой ее выкинули чуть ли не пинками: "Ребенку полтора года, то, что вы продолжаете его кормить, - проблемы ваши. Это вас от всеобщего обследования не освобождает. Можете три дня и не покормить!"
У меня возникла похожая ситуация. Я поранила палец и обратилась в травмопункт. Так как я долго не делала флюорографию, мне тоже предложили ее сделать. Я объяснила, по какой причине мне бы этого делать не хотелось. В итоге все работающие там врачи вышли посмотреть на меня как на героя программы "Необъяснимо, но факт".
А мне в общем-то хотелось бы написать о процессе естественном. И о том, как я пришла к нему через тернии нашей медицинской системы и собственной неопытности в этом вопросе.
К моменту появления моего сыночка на свет я знала, что:
- Я буду кормить его грудью минимум до года.
- Я буду кормить его по требованию.
- Я буду кормить его по ночам, если он будет просыпаться.
Родила я своего сыночка без особых осложнений, в четвертом часу утра. Персонал валился с ног от усталости, желая побыстрее от меня отделаться. На мою просьбу сразу же приложить ребенка к груди отреагировали вяло: к груди сына приложили, но секунд через 30 отняли, аргументируя, что сосать у него сил нет, проголодается — принесут. Часов в 12 дня сына мне отдали насовсем.
Первое, что я сделала — приложила его к груди. Молозива выделялось мало, сынок крепко сдавливал грудь, и к вечеру я почувствовала выраженную болезненность сосков. Молодая врач посоветовала мне купить бепантен и до появления молока грудь ребенку не давать. На следующий день молоко так и не прибыло. Я решила, что ребенок голодать не будет, и взяла на молочной кухне роддома разведенную смесь. Сынок не осилил и четверть бутылочки. Он особо не плакал, но постоянно сосал палец. Я подумала, что отучить ребенка сосать палец потом будет труднее, чем отучить от пустышки. И сделала выбор в пользу второй, прикупив ее в киоске родильного дома.
На третий день молоко все же пришло. Малыш наелся и уснул блаженным сном, посасывая пустышку, которую я предусмотрительно всунула по окончанию трапезы.
Нас выписали домой. На ночь я стала укладывать Артемку в коляску. Ночью чаще всего сынок просыпался, я кормила его и опять клала в коляску. Но ему уже не хотелось спать, он начинал плакать, и по несколько часов кряду я качала его на руках.
К шести утра малыш снова просыпался. Я прикладывала его, позволяла сосать ему минут 10 (соски так и не заживали, а участковый педиатр сказала, что это вызвано длительным сосанием) и отнимала от груди. Сынок искал грудь, тыкался в меня головой, а я опять-таки подсовывала ему пустышку.
Прошла пара недель, и пустышка перестала успокаивать моего ребенка. После кормления, особенно к вечеру, малыш начинал подолгу плакать. Педиатр уверила меня, что это всего-навсего младенческие колики, посоветовала не кормить малыша чаще, чем через два часа, и ночью стараться делать перерыв. В больших количествах ребенок начал пить чай с фенхелем и как будто бы стал более спокойным.
Спустя еще неделю мы пришли на контрольное взвешивание. Сынок за первый месяц не набрал и 600 граммов. Педиатр поинтересовалась, достаточно ли у меня молока? Я ответила утвердительно. Тогда врач посоветовала докармливать ребенка смесью, так как, по всей видимости, качество моего молока оставляло желать лучшего. Я ужасно разозлилась на свой организм: неужели я не способна выкормить собственного ребенка?!
Дома я решила сцедить молоко в бутылку, чтобы определить, сколько у меня его накопилось за три часа, которые мы провели в поликлинике. Я приготовила емкость, села поудобнее... и ничего не смогла сцедить. Только тогда я начала понимать, что молока у меня недостаточно.
Через знакомых я узнала телефон консультанта по грудному вскармливанию. Галина, так звали консультанта, приехала ко мне домой, выслушала мою историю и попросила приложить ребенка к груди. Я пожаловалась на болезненность сосков. Первое, что стало ясно: сынок неправильно захватывает грудь. В родильном доме никто из врачей не удосужился объяснить, как нужно прикладывать ребенка к груди (подозреваю, что врачи роддома сами этого не умеют). Ротик малыша все время соскальзывал на сосок, ему становилось труднее сосать, а я испытывала адские муки. Сосание пустышки также поспособствовало установлению неправильного захвата.
Второе: стало ясно, что молока действительно недостаточно. В течение суток я считала мокрые пеленки, и их оказалось менее 10. Нужно было в срочном порядке увеличивать количество молока. Для этого Галина посоветовала в буквальном смысле "повесить малыша на грудь". Особое внимание нужно было уделить ночным кормлениям, так как большее количество гормона пролактина вырабатывается именно между 3 и 8 часами утра. Я переложила ребенка в свою постель.
Третье: нужно было отказаться от фенхелевого чая и допаиваний водой, чтобы у ребенка не наступало ложное чувство сытости. Сыночку предстояла большая работа: нужно было рассосать грудь.
В промежутках между кормлениями, когда ребенок спал, нужно было добавить дополнительные сцеживания. Недлительные, минут на 5-7, несколько раз в день. Но сцеживания — это всего лишь мера дополнительная, основной труд продолжал лежать на хрупких плечиках сына.
В таком режиме прошло пару недель. Трещины на сосках почти прошли, несмотря на постоянные прикладывания. Артемка стал сытым и спокойным. Подозреваю, что никаких коликов не было и в помине, просто малыш очень хотел кушать, а чай, наполняя желудочек, притуплял чувство голода. Ночью мы спали с сыночком вместе, и проблема многочасовых укачиваний растворилась в одночасье, будто бы ее и вовсе не было. А к концу месяца выяснилось, что малышок набрал целых два килограмма.
Жизнь пошла своим чередом. Впереди нас ждали еще кое-какие трудности (пару раз лактостаз, ложный отказ от груди), но это были уже такие мелочи. Главное, что мы с сыночком при помощи Галины смогли наладить процесс кормления. А точнее, я просто перестала мешать естественному процессу. Кормление по требованию — это кормление по каждому писку, а не "кормление, как ребенок проголодается, но не чаще, чем, через два часа", кормление по требованию — это может быть и кормление по требованию мамы, когда грудь переполняется, а ребенок спит. И вовсе не обязательно при этом будить ребенка, достаточно потеребить щечку и дождаться почмокивающих движений ротиком.
От пустышки мы уже не стали отказываться. Она потребовалась сыночку в качестве заменителя мамы, когда мне необходимо было куда-либо отлучится. Я перевела Артемку с пустышек в форме вишни на авентовские в форме капли. В принципе, ничего плохого в пустышках я не вижу — наши прабабки изготавливали нечто подобное из хлебного мякиша, завернутого в тряпицу, — только все-таки не стоит совать ее еще в роддоме, когда младенец только учиться брать грудь и когда лактация еще не установилась.
Надеюсь, что мой личный опыт кому-нибудь пригодится. Мне в свое время не хватало именно реальных примеров из жизни, практических советов, а не сухих фраз наших педиатров, которые сами не имеют никакого положительного опыта и потому ничего умного посоветовать не могут при всем своем желании. Тем более, что его, как такового, особо и не наблюдается.
Через несколько месяцев появится на свет мой второй сыночек. И я буду кормить его грудью. Два года или больше. И при этом ощущать себя женщиной, в полном смысле этого слова.