Как связаны спиннеры и детский аутизм
Вокруг этого простого устройства не умолкают споры о его вредном влиянии на психику ребенка. Учитывая мое прошлое, меня несколько раз просили написать про вред спиннеров.
Один из примеров негативного отзыва:
«Смотрю я на детей и подростков со спиннерами и мои глаза видят картинку, а мозг - воспоминания с работы, как девочка или мальчик крутит что-то около глаза и совершенно категорически отказывается от всего остального в мире. Мы тут пытаемся вылечить аутизм - генетику изучаем, поведенческий анализ, коммуникативные циклы считаем, подбираем диеты... А нафига, если есть спиннеры, и их можно купить где угодно, и их добровольно покупают люди. И играют? Да, играют в аутостимуляцию.
В очень страшную игру. Все претензии не лично к спиннерам, а к выбору траты времени жизни».
Вкратце: я не понимаю ажиотажа. Не могу присоединиться ни к противникам, ни к поклонникам.
Я не согласен с версией связи между аутизмом и спиннером. При этом всегда есть «но».
Из моей практики: семья, поезд, лето, приступ. Поехали с мамой в поезде: мельтешение за окном, душно, верхняя полка. Случился первый (все делаем, чтобы это был последний) эпилептический приступ. Можно ли сказать, что поездка в поезде вызывает приступ? Для этого ребёнка - да. Для каждого человека - нет.
Спиннер может провоцировать аутичные реакции у детей, которые предрасположены к таким реакциям. И дело не в спиннере.
Мой сын Матвей выкинул его через два дня, а уже в первый день начал пробовать ставить его на карандаш, искал новые способы, издевался над ним, проявлял всю свою изобретательность. На второй день закинул его в ванну, залил пеной и смотрел, как он крутится в пене. Крутился хреново. После этого он и "погиб" не своей смертью.
Спиннер может провоцировать стимуляции, но только в том случае, когда человек на него просто смотрит и погружается… насыщает один уровень. Но если в игру со спиннером добавляется изобретение новых способов его использования, соединения с прошлым опытом - это мышление. Пробы, ошибки и коррекция ошибок – это сенсомоторный уровень. Получилось, поделился и похвастался своими успехами, дождался реакции – эмоциональный уровень. Простимулировать сидеть неподвижно десятимесячного брата – это искусство общения. Только «живой» человек способен это сделать.
Если использовать спиннер как инструмент приобретения нового опыта, то от него не больше риска, чем от музыки, которую включает человек в метро, чтобы никого не видеть и не слышать, использует её, как шумовую завесу, защищая себя от внешнего мира. Не больше риска, чем от интернета или телевизора. Важно не что, а как и для чего.
Нет магии в предметах - магия внутри нас.