Содержание:
Раннее обучение формировалось сначала как направление помощи детям, которые или отстают в развитии, или принадлежат к группе риска, т.е. им с большой вероятностью грозит отставание в развитии. Только в самое последнее время методами раннего обучения заинтересовались родители здоровых детей.
Изменения теоретических представлений о путях и механизмах развития ребенка привели к тому, что и цели и подходы раннего обучения очень сильно изменились за последние годы.
Теперь раннее обучение направлено на достижение двух основных целей:
- создание оптимальных условий для интеллектуального развития ребенка;
- создание оптимальных условий для социального и эмоционального развития ребенка и формирования у него таких свойств личности, как самостоятельность и уверенность в себе, активность, доброжелательное отношение к людям.
Известно, что главное, что необходимо для достижения обеих этих целей, - это надежная привязанность между матерью и ребенком, их взаимное понимание и постоянное общение.
Общение и взаимодействие ребенка с мамой зависит от личных особенностей как ребенка, так и мамы, а также, что очень существенно, от маминых убеждений и взглядов по этому поводу. Эти взгляды определяются культурной средой, национальными традициями и традициями семьи, в которой выросла мама. Она впитала эти взгляды с молоком матери, так что с ними не очень-то поспоришь.
Понятно, что распределение ролей: мама - исполнитель, специалист - руководитель, совершенно не годится, когда речь идет о создании оптимального для ребенка взаимодействия с мамой. В настоящее время считается очевидным, что инициатива должна находиться в руках мамы, маме должна принадлежать главная роль. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего маму специальными сведениями и обучающего ее, если нужно, некоторым специальным умениям.
Однако маме нужны не только специальные навыки. Пытаясь найти оптимальный стиль общения с ребенком и наилучший способ обращения с ним, мама должна понимать, что хорошо, а что плохо, какие действия полезны, а какие вредны.
По всей вероятности действительно хорошее руководство для мам, включающее изложение и теории, и практических рекомендаций, возникнет в ближайшем будущем как результат совместной деятельности мам и специалистов, занятых в программах раннего вмешательства.
Ниже приводится наша попытка предпослать конкретным рекомендациям объяснение того, в чем смысл раннего обучения. Не исключено, что не все специалисты разделяют эту точку зрения.
Что такое начало интеллекта
Ученые до сих пор не располагают общепризнанной теорией интеллекта. Правда, практические психологи могут неплохо мерить интеллект у взрослых людей и детей старше 3 лет.
Упрощенно говоря, под интеллектом понимаются знания, которыми владеет человек, и его умение решать возникающие задачи, используя эти знания.
Но как эти знания систематизированы, как они организованы? Если знаний много, но они в полном беспорядке, толку от них мало.
Ребенок уже от рождения снабжен некоторыми очень важными знаниями о мире, в который он пришел. Важнейшим является знание о том, что мир состоит из объектов, что эти объекты обладают набором свойств (их можно видеть, трогать, часть из них слышать и пробовать на вкус) и что они расположены в пространстве.
Можно также предположить, что у ребенка есть врожденные идеи о том, что у событий (явлений) есть причины и что действия порождают эффект. Тогда все поведение ребенка по приобретению знаний является с самого начала разумным поведением, направленным на получение ответов на такие вопросы как "что", "почему", "откуда" и т.д.
Способы и условия приобретения знаний
Существует три способа, посредством которых ребенок приобретает знания. Это:
- наблюдение,
- исследование,
- общение с мамой.
Первое условие для того, чтобы реализовать эти способы, - должно быть:
- что наблюдать,
- что исследовать,
- с кем и на какие темы общаться.
Если эти условия не выполняются, например, ребенок все время лежит один в полутемной и тихой комнате, а на прогулку его вывозят в закрытой коляске, то о каких знаниях можно говорить?
Для приобретения знаний очень полезно совместное с мамой наблюдение за окружающим миром. Мама и ребенок привлекают внимание друг друга к тому, что каждому из них показалось интересным. Мама комментирует наблюдаемое и высказывает к нему свое отношение. Для совместного наблюдения надо, чтобы мама и ребенок видели друг друга. Это удобно, если мама держит ребенка на руках или сидит рядом с ним.
Когда ребенок начинает ползать или ходить, его возможности знакомиться с окружающим резко расширяются. И это ускоряет его интеллектуальное развитие.
Исследование предметов осуществляется ребенком на примере игрушек. Надо помнить, что игрушки выполняют роль учебных пособий. Именно с этой точки зрения их надо оценивать.
Считается, что вначале игрушки нужны для того, чтобы познакомить ребенка с богатством ощущений, разнообразием цветов, запахов, звуков, материалов, температур и т.д. Это период так называемой стимуляции.
Позже игрушки используются для формирования первых понятий, для демонстрации того, что разные предметы служат для разных целей, но есть группы предметов, выполняющих одну и ту же функцию. При этом предметы, входящие в одну группу, в чем-то друг с другом схожи. Например, у всех машин есть колеса.
Некоторые игрушки, такие как мячик, являются инструментами для исследования внешнего мира. Но тут на первом году ребенку нужна помощь мамы. Ребенок с интересом роняет или бросает мячик, но он обычно еще не может его поднять.
Вторым необходимым условием осуществления наблюдения, исследования и общения с мамой является способность ребенка к этим формам поведения.
Способность рассматривать неподвижный предмет и следить за движущимся объектом существует у ребенка от рождения. Однако вначале она очень несовершенна и принципиально улучшается в первые месяцы жизни.
Это обусловлено тем, что сама система, ответственная за эти функции, усложняется и расширяется. В нее включаются новые отделы мозга. Для отладки этой системы необходима тренировка. Нужно стимулировать поведение по слежению за объектами и по их рассматриванию. Считается, что это особенно необходимо для детей, у которых, в силу мозговых нарушений, ослаблено внимание и понижена активность.
Исследование предметов маленьким ребенком включает целый набор различных действий. Значительная часть этих действий осуществляется руками под контролем зрения. Здесь действуют программы, известные как программы "глаз - рука".
Так, в возрасте двух-трех месяцев ребенок очень интересуется своими руками. Он двигает пальцами и внимательно наблюдает за этими движениями. Создается впечатление, что он пытается выяснить, к какому эффекту и к какой конфигурации кисти (степени ее раскрытости и т.д.) приводит то или иное движение. Примерно с пятимесячного возраста движения хватания состоят из двух элементов. Первый из них - это движение всей руки в сторону предмета. (Этот элемент, хотя и осуществляемый с низкой точностью, есть и у новорожденных). Второй элемент осуществляется при приближении кисти руки к предмету. Кисть поворачивается нужным образом и раскрывается в соответствии с величиной и формой предмета. Сжимание пальцев происходит, когда ладонь уже коснется предмета. Этого второго элемента нет в хватательных движениях новорожденного.
Практики раннего вмешательства считают, что изучение ребенком собственных рук действительно нужно для его дальнейшего развития. И его следует стимулировать. Это значит, что ребенок не должен быть спеленут, и кисти рук у него должны быть свободны.
Рекомендуется, естественно, стимулировать и весь комплекс исследовательских действий, полностью сформированный уже во втором полугодии. В этом возрасте ребенок не только тянет игрушку в рот, но и ощупывает ее, трясет, внимательно рассматривает, бьет игрушкой по кровати или по полу.
И наблюдение за объектами, и их исследование осуществляются ребенком только в том случае, если эти объекты для него интересны. Интересно все новое, яркое, необычное. Ребенка особенно привлекает ситуация, когда его действия вызывают эффект. Таким эффектом может быть появление звука (начинает звонить звонок или колокольчик), или зажигание света, или открывание крышки коробки и появление игрушки и т.д.
Формирование личности ребенка
Стиль маминого поведения оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Но об этом надо говорить подробно. Здесь мы хотели бы только привлечь ваше внимание к тому, что, по мнению специалистов, представляет серьезную опасность для ребенка, но, к сожалению, очень распространено.
Мама очень легко входит в роль учителя и начинает требовать, чтобы ребенок следовал ее инструкциям. В результате теряется вся радость и веселье игры, она превращается в скучный урок.
Это может привести к тому, что у ребенка вообще будет подавлена инициатива, что особенно опасно для детей-инвалидов. Воспитать у них самостоятельность и инициативу отнюдь не просто, а без них жить им будет дальше очень трудно.
Специалисты настоятельно рекомендуют, чтобы мама строго придерживалась роли партнера в игре с ребенком. Инициатива в игре должна принадлежать ребенку, мама может ее лишь тактично и незаметно направлять в желательном направлении.
Мама также не должна быть навязчивой. Общение может оказаться слишком утомительным для ребенка, он может от него устать. Если ребенок начинает отводить глаза и отворачиваться, временно прекратите общение.
Важнейшая проблема воспитания ребенка касается запретов. Как приучить ребенка слушаться, когда ему говорят "нельзя", и при этом не подавить его личности.
Надо, чтобы ребенок понял, что говоря "нельзя", мама спасает его от неприятностей и опасностей.
Ребенок любит свою маму за то, что она является его защитником и спасителем. Нужно, чтобы говоря "нельзя", она оставалась бы в этой роли, а не превращалась во врага или начальника. Иначе, когда ее нет, он будет производить запрещенные действия.