Все зависит от того, что мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок ходит на горшок.
- А наш уже в десять месяцев на горшок просится! (радостно)
- А нашему полтора - а он все в штаны... (с трагизмом в голосе)
Знакомый вариант? Только вот трагизма не надо. На самом деле, ситуация напоминает анекдот, когда пожилой мужчина жалуется сексопатологу:
- Мне 70 лет, доктор, а я не могу...
- Да, возраст, батенька, с природой не поспоришь...
- А вот Иванову - 80, а он говорит, что может.
- Так и вы говорите...
Все зависит от того, что мы имеем в виду, когда говорим, что ребенок ходит на горшок. Собственно "приучить" малыша справлять нужду в специально отведенное для этого место можно, практически начиная с его рождения. Наверняка, ты помнишь, чего только стоило собрать мочу на анализ в районную поликлинику, не имея под рукой аптечного мочесборника. Ты по полчаса держала малыша раздетым и постоянно повторяла: "пись-пись-пись". Именно на этом и основан способ раннего приучения к горшку. Ты должна будешь в течение дня контролировать процесс мочеиспускания. Спустя несколько дней, возможно, сможешь заметить определенную закономерность - некоторые малыши мочатся во время кормления, некоторые - непосредственно после. Еще через неделю - выработать у ребенка условный рефлекс, например, при включении воды тонкой струйкой. В конце концов, усилия твои будут вознаграждены. Если нет, не отчаивайся, и пробуй еще и еще.
С первым сыном, воодушевившись опытом семьи Никитиных, я начала практиковать "высаживание" в два ребенкиных месяца. С каждым днем количество попаданий увеличивалось, а куча грязного белья уменьшалась, и в общем-то все шло замечательно, за исключением, одного "но". Мероприятия по защите сухих ползунков от несанкционированного промокания занимали у меня столько времени и сил, что стали страдать и другие отрасли домашнего хозяйства.
- Всему свое время, - решила я и идею эту оставила.
Способ своевременного приучения к горшку основан на сознательной потребности малыша оставаться сухим. А потребность эта обусловлена возрастными изменениями в психике. То есть, говоря простым языком, придет время - ребенок сядет на горшок. Признаки психологической готовности малыша таковы:
- ребенок остается сухим не менее двух часов, то есть он уже способен удерживать в мочевом пузыре определенное количество жидкости;
- ощущает позыв на мочеиспускание, может как-то сигнализировать об этом окружающим;
- малыш интересуется тем, что делают взрослые в туалете, пытается копировать их поведение;
- пытается самостоятельно снять штанишки.
Если взрослые не учитывают фактор готовности малыша к горшку, а начинают прививать навык, чрезмерно в этом усердствуя, последствия бывают самыми непредсказуемыми. Среди своих знакомых я часто наблюдала такую картину. Приблизительно в год (ах, ребенку уже год, а он в штаны писает - какой ужас!), словно очнувшись от тяжелого сна, родители начинают чадо свое усаживать на горшок. И не просто усаживать, а непременно требовать результата. Родительские ожидания не оправдываются и... Дальнейшие действия родителей зависят от степени их тактичности. Одни держат малыша на горшке часами, другие - начинают наказывать за мокрые штаны, третьи - предлагают поощрение, четвертые - напротив, в поощрении отказывают.
Любой нормальный (незабитый) ребенок против этих нововведений начинает бунтовать. К тому же очень часто "приучение по свистку" как раз приходится на самый пик возрастного кризиса.
- Я тебя породил, я тебя и... побью! А на горшок ты все равно у меня сядешь!
Горшок становится камнем преткновения в детско-родительских отношениях. Просто "дело принципа" какое-то, а не сосуд для оправления нужд. Обучение затягивается, взаимоотношения портятся. Ну и кому это выгодно? Очевидно, что никому.
В нашей семье проблема мокрых штанов решилась следующим образом. Горшок вошел в жизнь сына приблизительно на девятом месяце от роду. Это был большой, синий, интересный предмет, в который отлично помещались погремушки.
- Артем, это горшочек!
- Горшочек, это Артем!
Знакомство состоялось. Периодически мы усаживали сына на горшок, а он радовал нас долгожданным журчанием. Но в один прекрасный момент все изменилось. Уж не знаю, чем не угодил ему миленький синенький горшочек с медвежьей рожицей на спинке, но ребенок категорически отказался на него садиться. Мы стали ходить в унитаз. А через неделю сынок, при попытке подержать его над унитазом, стал изгибаться словно змея. Поняв, что применение силы не имеет смысла, мы оставили ребенка в покое.
Прошло несколько месяцев. Горшок стоял на видном месте и служил деталью интерьера, привносящей некую экстравагантность в образ гостиной. Мы с мужем смотрели телевизор, ребенок играл в машинки. Вдруг он встал, подошел к горшку, снял штаны, сел и пописал. А нам с мужем оставалось только захлопнуть наши челюсти. С этого дня вновь приобретенный навык стал стремительно совершенствоваться. На тот момент сыну было чуть меньше полутора лет.