Страх темноты у детей: что делать родителям
Только я положила голову на подушку, готовая стремительно занырнуть в объятия Морфея, как услышала приближающийся топот босых ног.
— Мама! Я с тобой буду спать! Там чудовища! Я боюсь!
Понятно. Возможность уснуть отложена на неопределенное время. Причем меня одинаково не радует ни одна из перспектив: останется ли Сашка со мной на кровати, или я буду тесниться с краю его кровати. Надо что-то срочно придумать...
Недавно я шла через парк и стала свидетелем фотосессии. Одна девушка фотографировала, а другая позировала между двух лошадей.
Лошади — это, конечно, прекрасные животные. Особенно без этих пошлых помпон и заколочек в гриве. Но у меня нет опыта общения с лошадьми, а их размеры внушают страх. Я предпочитаю к ним не приближаться. Однако лошади заняли почти все пространство пешеходной дорожки. Пройти, конечно, можно, но только очень близко к лошадям.
Я в нерешительности остановилась в метре от их заплетенных хвостов. В памяти сразу всплыли страшилки из детства, что к лошади нельзя подходить сзади — лягнет. Проверять этот факт мне не хотелось. Девушка с фотоаппаратом заметила мое смятение и «успокоила»:
— Проходите! Не бойтесь!
— Ага. Я вот так сразу после ваших слов и перестала бояться.
— Ну, я же знаю, о чем говорю! Я столько лет лошадьми занимаюсь!
— Я уважаю ваши знания и ваш опыт. Но они не интегрируются в мое восприятие и не устраняют фобию. Поэтому прошу вас: отведите прекрасную лошадь в сторонку, чтобы я могла пройти.
Девушка фыркнула. Кажется, лошадь тоже фыркнула. Но дорогу мне освободили.
С детскими страхами так же. Недостаточно просто сказать: «Чудовищ, монстров, бабаек не существует». У детей другое восприятие действительности. Если в картине мира ребенка есть некая бабайка, то рациональным подходом проблему не решить. Здесь нужно начать мыслить, как ребенок, посмотреть на мир его глазами и предложить решение, адекватное его восприятию.
Итак, есть Сашка, есть ночные чудовища и есть огромное желание мамы выспаться с комфортом. И я призываю на помощь плюшевого медведя. Этот медведь — особенная игрушка. Подарок мальчишек-первокурсников на день учителя. Мамин медведь. Ранее в детских играх не участвовал и жил в маминой комнате. Поэтому именно он подойдет больше, чем все остальные игрушки. Я беру медведя и говорю ему очень серьезно:
— Медведь Иванович, у меня к вам ответственное поручение. Ставлю перед вами задачу охранять Александра от всяких чудовищ до самого утра. Я знаю, вы справитесь. Задача ясна?
Медведь не отвечает, но по его умной морде видно, что он справится.
Провожаю Сашку до кровати, вручаю ему медведя.
Следующим вечером перед сном Сашка просит:
— Мама, ты опять принеси медведя!
— Конечно.
— И задай ему задачу!
— Какую задачу?
— Ну, как вчера, задачу.
И я вспоминаю вчерашнюю формулировку дословно. Ну вот, кажется, у нас появился новый ритуал.