Чему учат в швейцарском детском саду
Система дошкольного и школьного образования в Швейцарии сильно отличается от российской. Если в России ребенок с 2-3 лет идет в государственный детский сад на полный день, то в Швейцарии ребенка отдают в садик, когда ему исполнилось 4,5 года. Там он проводит три часа в день, в обед отправляется домой и дальше им занимаются родители. Возраст, в котором ребенка берут в детский сад, определяется по «штихтагу» (stichtag). В Швейцарии он выпадает на конец июля: если до этого времени ребенку исполнилось четыре года, то он может идти в садик уже в этом году, если же нет, то ему придется ждать до следующего года.
Для маленьких детей, до 4,5 лет, существуют игровые группы, которые проводятся по разным дням с 9:00 до 11:00. Есть, конечно, возможность отдать ребенка в частный детский сад, но это довольно дорого: один день обойдется в 80 франков (примерно 4800 рублей). Не все захотят платить такие деньги, а если у вас двое или трое детей, то это получается слишком накладно. Поэтому мамы здесь сидят дома и ждут, пока дети вырастут, чтобы снова выйти на работу. Еще в Швейцарии популярна услуга «дневной мамы» — tagesmutter. Это чаще всего неработающая мама, которая за определенную плату согласится присмотреть за вашими детьми. По сути, тот же самый частный садик, только на дому.
Поскольку в Швейцарии довольно велик процент иностранцев, каждый садик предоставляет бесплатные занятия по немецкому, который необходим, чтобы учиться в школе. Если ребенок не успевает за программой детского сада, его оставляют на второй год.
Кроме этого в швейцарских детских садах детей ничему не учат, главная цель — привить социальные и коммуникативные навыки. Воспитатели даже родителям говорят: «Пожалуйста, не учите ваших детей дома, потому что, когда ваш ребенок пойдет в первый класс, ему там будет безумно скучно. Не растите сами себе двоечника, который не сможет сидеть и слушать то, что говорят преподаватели».
Кроме того, у родителей в Швейцарии нет установки, что ребенок к двум годам обязательно должен обходиться без памперсов и сосок. Швейцарские мамы даже понятия не имеют о том, что ребенок должен уметь в два-три года, а многие вообще не хотят отдавать его в садик: «Дети маленькие только один раз, я хочу провести это время вместе со своим ребенком», — говорят мамы.
Сами швейцарцы не сильно страдают из-за того, что частные садики для их детей остаются недоступными. Ведь всего 20 % процентов населения страны поступает в университет.
Система выглядит следующим образом. После садика с 6–8 лет у детей начинается школа. В конце шестого класса ученики сдают экзамен, который фактически определяет их будущее. По его итогам ребят распределяют в четыре группы — A, B, C и D. И если ты не попал в A или B, то не имеешь права поступать в гимназию. Эта система отсекает большую часть детей. И для многих русских семей это становится проблемой: родители хотят, чтобы ребенок дальше учился, а он сдал плохо тесты и не попал в первые две группы, то есть путь в университет для него уже закрыт.
Если ребенок попал в группу A или B, то он учится до 9 класса, а потом идет в гимназию и далее — в университет. Все остальные учатся до 10 класса и идут в техникум, где их обучают прикладным специальностям: они могут освоить профессию маляра, садовника, бакалейщика, пекаря, слесаря. Обучение в техникуме длится два года, после чего выпускники начинают работать.
В университеты поступает лишь малая часть школьников, но для них — как для швейцарцев, так и для иностранных детей, выросших в Швейцарии, — высшее образование предоставляется бесплатно. К сожалению, не все родители могут оплатить содержание ребенка в больших городах, где находятся университеты, поэтому часть ребят отсеивается еще и на этом этапе.
Высшее образование здесь — только для избранных. Швейцарцы считают обучение в университете высшим пилотажем, и они с непониманием относятся к людям, которые говорят, что хотят дать своему ребенку такое образование: если у тебя нет семи звезд во лбу, зачем идти в университет? Они считают, что уж лучше иметь прикладную профессию, где нужны руки и немного умственной работы, чем долго учиться и ничего не зарабатывать.