Анонимные истории воспитателей, нянь, психологов и логопедов
Содержание:
- Много детей — это не для меня
- Работаю в саду и агитирую против сада
- Самые серые будни
- Все равно уравниловка
- Нашла 10 отличий
Начался очередной детсадовский год, и новые малыши плачут по утрам, выходя из дома. Для тех родителей, кто чувствует, что «что-то здесь не так», приводим рассказы работников детских садов России и Израиля, собранные в ЖЖ-сообществе «Дети в семье».
Много детей — это не для меня
«Смотря какой детский сад. Все от людей зависит. Я работала и психологом, и воспитателем, и няней немножко. Поняла, что много детей — это не для меня. Уставала очень, даже плакала дома от усталости после работы. Правда, я тогда одна была — семьи и своих деток не было. В общем, главное, воспитательнице самой должно нравится то, что всегда шумно, всегда кому-то что-то надо одновременно...»
Работаю в саду и агитирую против сада
«Да, я вот тоже вынуждена... Нет, не так: я работаю в саду, я психолог, но я решительно против детского сада. Нелогично. Но я объясню.
По правде сказать, больше всего устраивает график. Мой собственный младший сын в сад отдан не будет, я работаю 1 раз в неделю, оставляю с бабушкой-дедушкой.
Прихожу на работу и отслеживаю тех деток, которым по-настоящему плохо в садике, пересекаюсь с родителями и пытаюсь воздействовать на них, как могу... Пока за 5 месяцев удалось «отговорить» от посещения д/с троих, но я очень рада и этому. Вести «подрывную» работу, являясь, так сказать, представителем ДОУ, сложно... Но как представлю, как же этому ребенку станет хорошо!
Заметила одну вещь. Многие мамы, особенно, конечно, молодые, боятся сделать что-то не так, слушаются в свою очередь своих мам, свекровей, и т.п. Послушно внимают, когда те говорят: «Ничего страшного, поплачет и перестанет, все через это проходят, а как же он у тебя в школу пойдет? Надо было раньше отдавать, в 1,5 года лучше привыкают» и проч. И вдруг в саду психолог это все опровергает...
Одна из моих клиенток сказала мне (с огромным облегчением): «Как же хорошо, что вы вот так мне все рассказали. Теперь я успокоилась, а то боишься чего-то ребенку недодать, занятий там, развивашек всяких...» Ребенку, кстати сказать, два с половиной года. А в саду нынче не те развивашки, в саду «обеспечивается присмотр и уход» (а как обеспечивается, мы эту тему трогать не будем, надоело).
В общем, многим «нужно разрешение» на то, чтобы сделать что-то вопреки общему мнению.
Плотно работаю с одной бабушкой, сын и невестка которой отказались от своего мальчика. А бабушка пришла ко мне в слезах и спросила: что делать и как теперь жить, ведь ребенок «должен жить с кем-то из родителей, но мать пьет и бьет, а отец женился и просто забыл о нем».
У мальчика после расставания с родителями начался энкопрез, руки были изгрызены по локоть, он прятался и убегал. Попробовала «песочную терапию». Не сразу, но получилось. Теперь у меня есть мой маленький дружочек: обязательно раз в неделю мы строим свои песочные замки, он улыбается, перестал пачкать штанишки. Живет с бабушкой, дедушкой, они просто нереально помолодели (особенно заметно по дедушке) и еще завели щенка, которого балуют все втроем...
Это история еще одной «сомневающейся», которой требовалось разрешение извне. И я точно знаю, что будут другие. Поэтому и работаю там. (Ну, и еще потому, что график удобный.)
А вообще детский сад все такой же, как и 10-20-30-40 лет назад... Страх и боль от расставания; младшие с одним только вопросом-мольбой: «А мама придет?!», старшие, тревожно заглядывающие в глаза, но уже слепо подчиняющиеся, занятые изо дня в день своей маленькой «строевой подготовкой». Сменяющиеся, усталые и задерганные воспитательницы, проверки, отчеты, фгосы. фгт, черт те знает что еще... В общем, каждый, наверное, ищет свой смысл от работы в таком месте«.
«Работала в саду несколько лет логопедом. В общем и целом — ничего особенного. С детьми было достаточно интересно и легко, сложнее с заведующей и иногда с родителями.
Не хочу возвращаться к работе в д/с из-за нестыковки происходящего там с моим характером и принципами. Пример: решили открыть спецгруппу для сложных детишек, взяв за основу определенную программу (не нашу). Я посмотрела её и высказала свое мнение (что, собственно, от меня и требовалось): в стенах нашего сада эта программа не сработает по тем-то и тем-то причинам. В итоге группу (платную, разумеется) все равно открыли, просто без моего участия и без соблюдения основных положений. Встречая детей этой группы в коридоре, испытывала сочувствие и обреченность: мне казалось, они просто теряют время из-за шарлатанов.
P.S. Весь рабочий материал и ремонт в своем кабинете оплачивала деньгами из собственного кармана; зарплата тогда у меня была маленькая».
Самые серые будни
«Я работала типа „волонтером“ — приходила, когда было время, помогала одеть-раздеть, покормить, усадить, прибрать, на прогулке присмотреть и т.п. Что могу сказать — общее ощущение серости было. Вот говорят „серые будни“, так вот в детсаду — это самые наисерейшие будни для детей. Все, как солдатики, по расписанию — хочешь, не хочешь — там такого нет. Кому какое дело, что ты сейчас не хочешь есть или спать, если там 30 человек детей? Или ты не в настроении одеваться и гулять? Встал и пошел — иначе просто невозможно.
Ну, и вот эти тетки, которые там при детях. Что там заторканные домохозяйки! Да самая заторканная домохозяйка в сто раз живее этих теток. Они совсем равнодушные и вымотанные. Но это ж невозможно круглый день быть с чужими двадцатью детьми и включаться при этом — сгоришь очень скоро. Вот они и выключенные — душевно, эмоционально полностью отсутствуют. А зачастую просто не занимаются детьми. Ор как способ управления детьми.
А еще у нас в доме раньше были ясли-сад. И я еще школьницей ходила играть с детьми, когда их выводили на прогулку. Воспитательница в белом халате вышла, села на лавку — и все. Я подхожу, и дети меня окружают, я играю с ними и у них такие глаза — голодные до внимания. У меня эта картина перед глазами до сих пор: никому ненужные дети. Сад был на первом этаже, я часто к ним в окна глядела — там же постоянно дети плакали! Постоянно».
Все равно уравниловка
«Я работала в саду, но это было до рождения ребёнка (родив, так и не вышла на работу). Поэтому и впечатления тогда были очень хорошие. Сад интегративный, детей в группах мало, воспитатели работают на пару с психологами, я там впервые видела „активное слушание“ и узнала, что это такое... К тому же детей туда брали лет с четырех.
Сейчас, наверно, ощущения были бы другие. Тогда мне всё нравилось, сейчас понимаю, что сад — это сад, даже самый отличный. Это и уравниловка, даже если взрослые пытаются это скомпенсировать».
Нашла 10 отличий
"Я работала в русскоязычном частном детском саду Израиля в группе 1-3 года в то время, когда моему домашнему сыну было 2 года 3 месяца — 3 года 3 месяца. Работала по паре часов в день 3-4 раза в неделю, что мне было не в тягость, и, конечно, часто сравнивала садиковских детишек со своим.
- Почти все дети были в памперсах, которые им меняли раз в два-три часа, либо если заметно воняло какашками. Мой был без памперса.
- Очень многие плохо говорили до 3 лет. Мой болтал вовсю.
- Дети умели самостоятельно раздеться-одеться (мой ленился и ждал маму).
- Дети кушали без капризов (это хочу, это не люблю), с аппетитом, глядя друг на друга (мой вечно капризничал, что он любит, что нет.). Если ребенок наотрез отказывался что-то кушать, то отводили его к холодильнику и предлагали замену.
- На прогулке было больно наблюдать, как 30 детей слоняются по крохотному участку. Бегать нельзя (упадешь), залезать на домик нельзя (высоко), качаться на качелях нельзя (стукнешь другого), на велике кататься нельзя (места нет и все захотят) и т.д.
- Спать ложились без слез и плача, почти все засыпали самостоятельно и быстро (мой долго препирался, и надо было лечь около него или долго гладить по спинке).
- Почти все с радостью садились заниматься гимнастикой язычка (моему было скучновато делать это только со мной, если к нам кто-то присоединялся, то тоже делал с энтузиазмом).
- Занятия лепкой, рисованием, аппликацией проходили строго по системе: дети, сядьте по 4 человека за стол, вот вам маленький кусочек пластилина (один карандаш либо вырезанная фигурка из бумаги), теперь возьмите пластилин и скатайте шарик, приклейте его вот сюда и отдайте мне работы.
Моя задача была проследить, чтобы дети не съели пластилин, не сунули его в волосы, не бросили на ковер, не ткнули карандашом в соседа и т.д., а не развитие художественного вкуса или мелкой моторики. Занятия длились от силы минуты 3-5 и потом радостно вручались родителям. (Мой мог лепить часами и фантазировать.) - Наказанием служило посидеть на стульчике около воспитателя минут 5. Для особо провинившихся посидеть на кухне около няни. (Мой посидеть на стульчике не мог совсем, сразу вскакивал.)
- Часто приводили больных детей, с температурой, кашлем, насморком, поносом. Родителям звонили, просили забрать. Как правило, забирали спустя часа 3-4. (Мой не болел почти что совсем.)
В целом, дети у нас были радостные и в садик шли хорошо. Но помню нескольких малышей, яростно сопротивлявшихся системе и плакавших по нескольку часов кряду месяцами (в итоге родители забрали только одного). Одна девчушка отказывалась говорить в саду совсем, говорила, только когда ее забирала мама (я долго думала, что она немая)".