Развитие девочки в детском саду: активность вместо женственности
Ребенок так устроен, что в раннем и дошкольном детстве, впитывая информацию об окружающем мире, он получает и представления о семейных отношениях, ролях мужчины и женщины, моделях поведения представителей разных полов. К сожалению, ребенок, посещающий детский сад, получает эти представления в искаженном виде. О том, как влияет общественное воспитание на формирование мальчика, мы уже говорили. Сегодня посмотрим, что случается с представлениями о мужском и женском образах у девочки.
Вот мама привела девочку первый раз в группу детского сада, девочка прячется за ее юбку. Что ей говорят? "Как тебе не стыдно!". Хотя застенчивость всегда была женским положительным качеством и ценилась.
Вот девочка уже ходит в детский сад. Какое ее поведение будет наиболее положительно оцениваться воспитателем? Если она всегда стремится помочь, любит выступать или рассказывать стихотворения, бойкая, не стеснительная, инициативная, активная. Это кто? Это мужской образ с маскулинной активностью!
К тому же девочке приходится подсознательно "сражаться" за внимание "главного взрослого" — воспитательницы. В условиях семьи, даже очень многодетной, невозможно представить ситуацию, когда столько сверстников. Даже если очень много детей в семье, то за исключением случаев двоен-троен это разновозрастные дети, а значит, у них разные потребности. А здесь — целая большая группа сверстников с одинаковыми эмоциональными потребностями. Дети вынуждены подсознательно соревноваться за "место под солнцем" — внимание воспитательницы. Поэтому девочка формирует скрытую агрессию — это ЕЕ воспитательница, ЕЕ подружки и т.п. Такая воинствующая позиция не свойственна женскому образу — в семье девочки как раз проявляют заботу по отношению к маленьким.
Может, и сами того не желая, воспитательницы и учительницы в начальной школе "подыгрывают", выталкивая девочек на активную позицию, превосходящую мальчиков. Мальчики (в целом) чаще начинают устный ответ примерно так: "Ну это... там такое... это...", на что педагог говорит: "Петров! Сначала подумай, а потом отвечай!". Тут встает девочка и — бал-бал-бал-бал-бал — звонким и четким голосом. В садике скорее девочка вызовется выступать, петь и рассказывать стишки на утреннике, нежели мальчик. Да и воспитательницы скорее поставят девочек на "ведущие" роли, нежели мальчиков.
Нейропсихологи утверждают, что к первому классу разница в развитии между мальчиком и девочкой примерно в год! Представьте, какая это огромная дистанция для эмоционального развития! То есть с 6-летними девочками должны бы учиться 7-летние мальчики. Да еще и физически зачастую девочки превосходят мальчиков-ровесников. Мальчик где-то нашалил, скажем, смял девочке тетрадку, а она его берет за шкирку, как котенка, и лупит линейкой — она ж его на голову выше и в полтора раза шире в плечах! Где здесь образ мужчины-защитника? Как быть за "каменной стеной"?
Получается, что девочка, во-первых, стоит на более активной и успешной позиции в течении НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ по сравнению с мальчиком, а во-вторых, она получает черты маскулинного образа и учится подавляющей и опекающей модели поведения. Генетически обусловленные модели поведения благодаря массовому воспитанию и обучению заменяются на чисто противоположные! Девочка постоянно демонстрирует свое превосходство над мальчиком, она "вхожа во власть" — воспитательница и учительница к ней более благосклонны. Если учительнице некогда — девочка проверит, сделана ли домашняя работа у соседа по парте, и поможет ему найти и исправить ошибки.
В общем, из детсадовской и школьной жизни девочка выносит следующие подсознательные установки: женщина главная, сильная, независимая, она все может, а мужчина — это такое убогое сознание, которого нужно за ручку вести и за которого нужно все проблемы решать.
Что из этого получается в будущем? В семье ссоры, и вместо конструктивной работы женщина думает: "Да ладно, сама справлюсь, ерунда какая. Подумаешь — муж! Подумаешь — развод!". Образ мужа как таковой совсем не имеет ценности. Мужа вообще подбирают из жалости (не он завоевывает женщину, а она его пожалела и взяла), а если "плохо себя ведет" — выкидывают. Зато женщина — она ого-го, и коня на скаку, и что угодно. Представления о семейных ролях и моделях поведения мужчины и женщины закладываются в раннем и дошкольном детстве — как раз тогда, когда окружение заставляет мальчика и девочку меняться ролями.