Лепить, рисовать, мастерить - или нажимать на кнопки?
Содержание:
Продолжаем знакомить вас с мнением педагога Марины Озеровой по поводу места компьютера в жизни ребенка разного возраста. Прошлый раз речь шла о самых маленьких детях. Сегодня — продолжение темы.
Дошкольник
Все то, что написано про раннее детство (особенно про восприятие), имеет силу — ребенку необходимо общаться не с механизмами, а с настоящими вещами из окружающего мира, и самое главное — с людьми. В дошкольном возрасте закладывается основа нравственного воспитания. Ребенку необходимо наполнять эмоциональную сферу, переживать (и сопереживать!), чувствовать (и сочувствовать!).
Современные родители так боятся "упустить" что-то важное в умственном развитии, хотя дошкольный возраст — это развитие чувственной сферы, а не логики. Они опережают природу, пичкая созревающий разум, забивая его данными и терминами, не давая расти и осмысливать, искать и созидать. Вы удивитесь, наверное, но, несмотря на укоренившийся стереотип, умственное развитие — совсем не главное. Главное — эмоциональное. То, какой нравственный фундамент закладывается. Пусть ребенок вырастет хоть академиком, но черствым подлецом — вам этого хочется?
Опять же — "при чем тут компьютер"? При том, что эта самая эмоциональная сфера не развивается механизмами. Ребенку необходимо познавать человека и окружающий мир, находиться в пространстве живой энергетики, а не излучения любых, самых прогрессивных, приборов. Помните знаменитый эксперимент, когда младенцам обеспечивали только физический уход (кормление-пеленание и т.п.), но лишали их эмоционального общения? Они все умерли.
Примерно то же самое происходит с душой ребенка, если ее лишать этого "ухода". Умственное развитие никуда не убежит, но оно должно на чем-то базироваться — нельзя выбивать фундамент. А вот эмоциональная сфера после дошкольного возраста закрывается, и это очень тяжело восполнять потом (если вообще родители хотят восполнять — часто их вполне устраивает маленький безжалостный робот, зато очень умный и много умеющий).
Младший школьник
Развитие деятельности выглядит самым логическим образом, как и вообще все в развитии ребенка, если мы только этому не вредим. Младенец смотрит на мамину деятельность, подросший малыш (раннее детство) знакомится с инструментами деятельности взрослых, дошкольник в основном играет во "взрослую работу" и осваивает различные действия. Младший школьник начинает действовать "взаправду" и может действовать самостоятельно, и, наконец, подросток действует самостоятельно, плавно переходя на следующий этап, когда трудовая (созидательная) деятельность будет ведущей.
Что мы стараемся сделать? Изолировать младенца в другую комнату, чтобы наблюдать за деятельностью мамы было для него непривычно. Малыша оттаскиваем от "взрослых" предметов и выгоняем, чтобы "не мешал", а то... (прольет, рассыплет, разобьет — подставьте на выбор). Дошкольник обязан играть в "развивающие игры" и учиться. Для маминых кастрюль или папиных отверток у него слишком неразвита моторика, он маленький, неловкий, у него не хватает координации и т.п.
Собственно говоря, самый главный период вовлечения в деятельность прошел. Теперь мы готовы получить результаты. Что тогда? Тогда младший школьник усаживается за парту и лишается какой бы то ни было активной деятельности. Особенно — преобразующей, созидательной. Он должен созидать и преобразовать в уме. Уроки, кружки, что задано — какая инициатива и деятельность? В перерыве между уроками — тот же телевизор.
Это как раз в тот период, когда ребенок может (и хочет) попробовать себя в различных сферах и освоить самые разные действия. Основная память у него — моторная, он еще не вышел из кинестетического восприятия. Поэтому "светлая" идея о том, что современным детям незачем писать в тетрадках, а надо набивать буквы на клавиатуре компьютера, лишена основания и вредит умственному развитию. Когда ребенок прописывает — он лучше понимает. (Есть связь работы мозга с работой моторной памяти и двигательных каналов.)
С точки зрения игр на компьютере — опять же, это такой ценный период для развития различных сфер мозга, что жаль тратить время на то, что "усыпляет", а не стимулирует мозг (а ребенок все еще кинестетик и нуждается в погружении в деятельность, а не наблюдении за нею на экране).
Младший школьник осваивает разные виды деятельности — и очень часто это раздражает родителей, потому что им кажется, что отведя ребенка в кружок керамики, они сформировали ему увлечение на всю жизнь, а через две недели он захотел кататься на лыжах — уж нет, дружок, ты выбрал себе занятие на ближайшие десять лет, лепи теперь.
Сидеть за партой и писать в тетрадке — это не все, на что способен младший школьник, в котором еще не потухла энергия, даже несмотря на усилия взрослых. Ему нужен максимум действий и видов деятельности, чтобы перепробовать множество, выбрав себе основные для дальнейшего развития.