Статьи

Домашнее воспитание – вместо яслей и садиков. Зачем? Часть III

Мышление и самоорганизация – вместо действий по команде

Содержание:

Заканчиваем публиковать рассуждения психолога Марины Озеровой о пользе домашнего воспитания для дошкольника. В прошлый раз речь шла о взаимоотношениях с родителями в семьях, где дети не посещают детский сад. Сегодня — о пользе пребывания дома для развития самоорганизации и мышления.

Домашнее воспитание – вместо яслей и садиков. Зачем? Часть III

Выбираем, чем заняться

Для чего ребенку домашнее воспитание? Чтобы учиться самоорганизации.

Одну из самых труднопреодолимых проблем в собственной деятельности взрослые обозначают примерно так: "Тяжело себя заставить". Взрослые с раннего детства привыкли к тому, что есть кто-то с "указующим перстом" — дети, сделайте это, вырежьте то, приклейте сюда, сядьте здесь, встаньте там, выучите от сих до сих.

В садике ребенок только очень малую долю от всего времени пребывания может самостоятельно выбрать деятельность. Если позволить группе из 20-30 человек свободно выбирать деятельность, то воспитательницы как минимум сойдут с ума за один рабочий день. По этой элементарной причине в садиках жесткое расписание от и до.

Таким образом, у ребенка всегда есть готовое дело — одно сменяет другое, сейчас будет то, потом это, и все под руководством и с помощью воспитательниц. Таким образом, ребенок не умеет сам выбирать деятельность, а главное — ее организовать, поэтому, оказавшись без всякого "организатора", теряется. Это переносится и на взрослый возраст: надо бы достичь этой цели, но кто же поднимет с дивана и даст волшебный пинок?!

Дома, особенно если ребенок не единственный и если мама свободна от модных развивающих методик, а дает своим дошкольникам свободу познания, игры и творчества, ребенок рано или поздно оказывается в ситуации "Мама, мне скучно и нечего дела-а-а-ать!". И если мама находит в себе силы не бежать на этот зов, не включать телевизор или "развивающие диски и программы" на компьютере, ребенок мало-помалу учится организовать и занимать себя сам. (Я ни в коем случае не имею в виду младенцев, которых раньше требовали таким образом "учить самостоятельности", а говорю о дошкольниках — когда ребенок после лет трех примерно перестает ходить липучим хвостиком за мамой и повторять все ее бытовые действия.)

Домашнее воспитание – вместо яслей и садиков. Зачем? Часть III

Сосредотачиваемся на интересном

Для чего ребенку домашнее воспитание? Чтобы научиться мыслить.

Почти все педагоги везде твердят, что дошкольник не может удерживать внимание дольше 15 минут. Поэтому занятия в детских садиках построены на принципе частой смены деятельности, чтобы дети не "рассыпались". Их внимание стараются удерживать сильными раздражителями: красивые и яркие наглядные пособия, громкая музыка, постоянная интеракция, вопросы, задания.

Это верно, что в дошкольном возрасте ребенку тяжело удерживать внимание, оно еще непроизвольное, и поэтому долго "присутствовать" на занятии он не может, скоро внимание рассеивается. Но! В таком случае внимание приравнивают к мышлению! То, что ребенок не может долго концентрироваться на предмете, не значит, что ребенок не мыслит!

Ах, как хочется взрослым, чтобы все, о чем думает ребенок, было написано у него на лбу! Не задает вопросов — значит, не думает. Не участвует активно — значит, этот предмет его не занимает. Нет видимых результатов после занятия — значит, ничего не делал.

Как раз постоянная организованная смена деятельности не дает ребенку сосредоточиться ни на чем. У него нет времени обработать информацию, его задача — ее просто пассивно усваивать. Ребенку нельзя думать, ему нужно только воспринимать.

Но процесс мышления у ребенка построен на активном восприятии. То есть когда органы чувств насыщены своей информацией (главным образом кинестетический канал, как мы помним), тогда запускается процесс мышления. При традиционном дошкольном обучении получается наоборот: ребенку уже сообщают готовый вывод, который нужно усвоить за счет механической памяти. А размышлять когда? Некогда, переходим к следующему занятию!

Выходит, что ребенок даже не успевает задаться вопросом, как тут же получает готовые ответы. К тому же, если постоянно перескакивать с одного на другое, некогда сосредоточиться на чем-то одном, поэтому у детей не могут сформироваться стойкие интересы и теряется любознательность. (Особенно это влияет на медлительных детей и, кстати, в школе это продолжается — не успел записать сегодняшнее число, уже урок закончился!). У воспитателей есть поурочный план — сегодня дети обязаны усвоить такие-то сведения и выполнить такие-то поделки. У них есть "расписание познания", как раз в том возрасте, когда это необходимо проходить в спонтанном режиме.

Дошкольный период — время спонтанных игр и творчества. Ребенок не может сконцентрироваться долго на какой-то информации, но это не значит, что он ее забыл и перестал об этом думать! Нужна свобода восприятия окружающего мира, когда ребенок по возможности сам находит объекты для изучения и перерабатывает информацию столько, сколько необходимо.

Если мама специально не организует ему смену деятельности каждые 15 минут (я все же надеюсь, что нет), у ребенка есть возможность уделить своему познанию столько внимания и столько времени, сколько это необходимо на данный момент. Если у вас получается целенаправленно "развивать" ребенка с постоянной сменой деятельности — измените количество детей в семье, чтобы не хватало времени на ерунду.

Когда ребенок познает что-то новое, он постоянно проигрывает это. Вот это как раз и является хорошим закреплением информации в мозгу, многократным размышлением — а вовсе не повторение вслух за воспитательницей готовых сведений.

07.10.2013


[1 год 6 мес. - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Отзывы пользователей
Мама первоклассника | 14.10.2013

Мне кажется, очень спорная статья. И, прежде всего, мой личный опыт посещения детсада, опыт моих детей опровергает ее положения. Во-первых, не настолько напряженно в детсаду занимаются с детьми, как здесь описано. Хватает там времени и на самостоятельные игры или занятия чем-то, если ребенку это хочется. Во-вторых, даже при посещении детсада ребенок достаточное время находится дома для того, чтобы иметь время для игр (занятий) по собственному желанию, для осмысливания, как пишет автор. Кроме того, мне кажется, чтобы ребенок что-то познавал, в большинстве случав его кто-то должен познакомить с какой-то деятельностью, научить или показать свой пример. А в статье описано так, что только оставьте дошкольника одного, не мешайте ему - и он научится сам организовывать свою деятельность. Думаю, он как раз быстрее научится ничего не делать.

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings