Так сложилось, что первым серьезным опытом приобщения к коллективу для моих младших детей стал домашний детский садик, возникший у нас дома.
Содержание:
- О чем нужно побеспокоиться заранее
- Как сформулировать предложение
- Как оформить отношения и о чем нужно договориться детально
- Подробно расспросите маму о следующем:
- О некоторых сложностях
- Еще раз о том, что на деле оказывается важным
Так сложилось, что первым серьезным опытом приобщения к коллективу для моих младших детей стал домашний детский садик, возникший у нас дома. О том, почему это случилось, а также о плюсах подобной формы работы с малышами 2-3 лет, мы уже рассказали. Сегодняшняя статья для тех, кому интересна организационная сторона дела.
О чем нужно побеспокоиться заранее
Организовывать надомный детский сад — во многом вопрос не столько программного обеспечения, сколько материального. Присутствие нескольких деток определяет необходимость в достаточном количестве всех предметов, которые могут быть использованы в обиходе, в игре, на занятиях. Естественно, нужно побеспокоиться о том, чтобы все это не создавало дополнительных проблем: кому какая чашка достанется, почему ей/ему дали именно эту вилку, как рисовать втроем или вчетвером, если кисточек только две.
Итак, кратко перечислим то, что может понадобиться для организации быта детского сада — нужны одинаковые комплекты для каждого ребенка + комплект для воспитателя.
Посуда: одинаковые тарелки, чашки, вилки и ложки, стаканы, коктейльные трубочки, поильники, если дети ими пользуются (лучше иметь для всех, т.к. пример одного бывает заразительным).
Гигиена: горшки или насадки на унитаз, полотенца, салфетки, бумажные носовые платки, влажные салфетки для вытирания рук на улице или после работы пластилином.
Материалы для творчества: карандаши, кисточки, непроливашки для воды, краски (наборы акварельных, комплекты гуашевых или палитры для их выдачи юным художникам), фломастеры, бумага для рисования, ножницы, пластилин и подставка для работы с ним + все то, что привыкли использовать (стеки, ножи, скалки, формочки для выдавливания), цветная бумага и картон, природный и др. материал для творчества.
Раскраски: можно купить одинаковые альбомы, а можно пользоваться сайтами с картинками для раскрашивания и просто распечатывать нужное количество.
Развивающая литература. Если планируется проведение занятий по рабочим тетрадям (издательства «Карапуз», «Мозаика-Синтез», например, выпускают неплохие пособия для малышей двух-трехлетнего возраста), то их подбор и покупку тоже нужно совершить заранее. А вот книг для рассматривания достаточно иметь по одному экземпляру — в руках взрослого их может рассмотреть каждый малыш.
Игрушки для комнаты. Машинки большие и маленькие, самые разные куклы и мягкие игрушки для сюжетных игр, мячи, конструкторы (не менее трех видов), детская посуда, настольные игры (лото, домино, различные карточки, наборы кубиков с картинками, пазлы, мозаики — по числу детей!), музыкальные игрушки, кубики и другой строительный материал, шнуровки.
Игрушки для улицы. Ведерки и лопатки, совочки — по числу детей. Формочки, баночки и кастрюльки для песочно-уличных игр, трактора, самосвалы, грейдеры и катки и другая игрушечная техника для земляных работ. Мячи (у нас зачастую для футбольных забав с успехом используется пустая пластиковая бутылка) и другие игрушки для активного гуляния (ракетки, колеса и т.д.). Мел. Недавно приобрела замечательные санки, на которые можно свободно посадить троих малышей — деревянные! Продолжение списка зависит от репертуара прогулок, который в свою очередь определяется особенностями мест прогулки.
Книги. Перечислять все книги, которые можно и нужно почитать детям в детском саду — это описание полноценной домашней детской библиотеки. Пожалуй, это тема для отдельной статьи. Ограничимся общими рекомендациями с примерами. Итак, могут быть полезными
- книжки-картинки для рассматривания и самостоятельного рассказывания (знакомые сюжеты типа «Репка» и «Колобок»),
- книжки-энциклопедии по самому широкому кругу вопросов: животные, транспорт, человек, профессии и занятия человека,
- стихи и стихотворные фрагменты для заучивания и игр,
- сказки и волшебные истории в стихах и прозе, рассказы о детях для чтения перед сном.
А также диски или кассеты с детскими песенками, потешками и сказками для слушания во время игры, рисования, использования в качестве ритмичного фона для выполнения физических упражнений. Нужна в работе и хорошая подборка отечественных и зарубежных мультфильмов — например, нужно заполнить неожиданно возникшую паузу или погода совсем не позволяет гулять.
Еще немного об оборудовании. Нужны столик и стульчики для настольных игр и рисования, табуреточки или скамеечки для одевания, вешалки для одежды и подставки для обуви, стол и стулья в кухне, спальные места для всех.
Спортивный инвентарь. Спортивный комплекс (кольца, канат, лестница, перекладина), мат, батут, массажный коврик, мешочки с песком или крупой, обруч для пролезания в него, большой гимнастический мяч, мягкая мишень с шариками на липучках. Это, часть этого или что-то другое, что вы сможете расположить в своем доме и использовать в играх и занятиях.
Приобретая необходимое, ориентируемся в первую очередь на собственного ребенка, т.к. именно ему предстоит делиться своим имуществом: посуду по возможности лучше всего докупить такую же, какая была у вашего малыша, а вот с игрушками так усердствовать не стоит — их просто должно быть достаточное количество. Отдельно замечу лишь, что мячей, машин, кукол должно хватать для общей игры.
Как сформулировать предложение
Итак, вы решили, что такой вариант вам подходит. Теперь нужно сформулировать свое предложение. Если это предложение друзьям, то тут все понятно: такие решения рождаются в общем разговоре, и договоренность обо всем достигается заранее. А как оформить объявление? О чем нужно написать? Первое — это возраст детей и время. Укажите возраст своего ребенка и дайте свободу на полгода младше и год старше. Однако не стоит приглашать деток младше двух лет. Определите количество дней в неделю и временной отрезок. Опишите коротко предлагаемые условия: количество комнат для домашнего садика, предполагаемые занятия (прогулка, игровая, рисование-пение-танцы и т.д.), питание. Продумайте, на каких условиях будут питаться малыши (весь процесс вы берете на себя или частично в нем участвуют ваши партнеры). Подробнее продумывать заранее условия не стоит — все будет зависеть от договоренности с заинтересовавшимися вашим предложением.
Как оформить отношения и о чем нужно договориться детально
Желающие посещать ваш домашний детский сад нашлись — надо оформить отношения. Составьте самый простой договор: перечислите свои условия и попросите свою клиентку перечислить свои. Хотя бы в общих чертах. На что следует обратить внимание:
- будет ли это вашей индивидуальной коммерческой деятельностью и как вы это оформите;
- максимально возможное количество информации о семье воспитанника и о способах связаться с ней: имена и фамилии близких, домашний телефон и адрес, телефоны мамы, папы, бабушки, старших братьев/сестер;
- как будут решаться медицинские вопросы: нужно обязательно составить памятку с информацией о здоровье малыша, договориться о том, как действовать в экстренных случаях;
- обязательно обсудить и утвердить общий режим садика (время работы, режимные моменты: кормление, сон, занятия).
Подробно расспросите маму о следующем:
- что и как кушает ребенок;
- как ходит в туалет, как относится к «неожиданностям» и «авариям»;
- как одевается дома (не что умеет, а как это реально происходит);
- особенности обихода (мытье рук, переодевание в домашнюю одежду, другие интимные вопросы);
- может ли возникнуть на что-то аллергия, негативная реакция;
- как относится к прогулкам, гуляют ли с ним в любую погоду...
Старайтесь побольше рассказать о своих взглядах на процесс домашнего воспитания, об укладе вашей семьи. Подробно опишите планируемые занятия и внимательно выслушайте реакцию.
Важно помнить, что ваша задача не только принять ребенка в свои условия, но и каким-то образом сделать их удобными для всех детей.
О некоторых сложностях
Первый этап знакомства и адаптации может протекать немножко шумно, неровно: всем нужно привыкнуть к новым условиям. Не бойтесь честно и искренне признаваться детям в том, что вам тяжело. Дети — чуткие существа, они постараются вам помочь.
Комфортнее всего знакомиться и учиться вместе играть на улице — на нейтральной территории.
В садике постепенно должен сложиться некий общий уклад — подстраивание друг под друга, вырабатывание общих правил. Например, ходим босиком или в тапочках-туфельках, пьем из стаканов или поильников.
Ну, и самое неприятное — возникновение недовольства или непонимания.
Как правило, такой садик возникает в среде знакомых. Бывает, что дети уже знают друг друга, а мамы имели время убедиться в схожести домашнего уклада. Либо случайно нашедшие друг друга родители (чаще мамы) уже с первых минут знакомства задают друг другу именно те вопросы — вопросы о самом главном для себя, — которые позволяют очень быстро сориентироваться в доверии/недоверии, приемлемости/неприемлемости условий.
Если же возникают какие-то недовольства, замечания, важно оценить их «качество». Бывает, они носят справедливый характер — в жизни бывает всякое — и нужно отнестись к ним, как к должному (в нашем случае это был выговор мамы о пижаме, которую надо обязательно надевать во время дневного сна). Но бывает, что претензии «сигналят» об общем недовольстве и неприятии ситуации, а это значит, что садик не выполняет своей главной задачи — мягкая адаптация к жизни в условиях коллектива, вне пестования и домашнего баловства. Увы, это повод для расставания или серьезного пересмотра отношений.
Еще раз о том, что на деле оказывается важным
Задумывая открыть детский сад на дому, важно понимать, что наибольшая психологическая нагрузка выпадет именно твоему ребенку. Маленькому человечку двух-трех лет от роду очень сложно делить маму с другими детками, особенно в ситуации, когда мама рядом, НО почему-то внимание свое уделяет исключительно вот этим — другим — детям (поначалу с приходящими малышами приходится возиться очень много). Если к вам сразу начинают ходить двое-трое детишек, то есть смысл рассмотреть вариант постепенного привыкания: сначала в садик ходят детки со своими мамами, например, чтобы процесс освоения новых бытовых условий был легче.
Напомним нюансы и тонкости налаживания межличностных контактов:
- научиться играть вместе и подружиться легче всего на прогулке;»
- в доме должно появиться особое, детсадиковское, пространство — инвентарь, игрушки, пособия, которые уравнивают малышей;
- проведение взрослым игр и занятий — обязательное условие формирования мини-коллектива;
- однако любая стихийная (то есть возникшая по инициативе детей) совместная игра дороже самых полезных занятий и уроков.
Распорядок дня — это не раз и навсегда утвержденное расписание, а постепенно формирующееся средство совместного комфортного бытования. Когда и сколько гулять, когда кормить, как кормить и как укладывать спать, когда нужен мультик, когда проводить занятия — ответы на эти вопросы появляются сами собой в первые недели работы садика. Все должно быть предельно рационально и комфортно, т.е. решать те или иные проблемы и сложности, а не создавать их.
Важно понимать, что петушиные бои, слезы и нытье — это, в первую очередь, борьба за внимание взрослого. Регулируйте ситуацию отлаживанием самих механизмов взаимодействия: чуть чаще читаем книжку или играем вместе в лото, рисуем или лепим, покрепче обнимаем и кувыркаемся, просто на словесном уровне чаще подтверждаем свое внимание к переживаниям и нуждам.
Для поддержания благоприятной дипломатической обстановки на родительском уровне стараемся помнить о том, что каждый родитель вправе сам определять характер и методы воспитания своего ребенка, а воспитатель в садике — это лишь эпизод в жизни малыша, а потому нужно сделать так, чтобы он гармонично вписался в картину мира ребенка. Иными словами, старайтесь гармонизировать взаимодействие своего садика с семьей — принимайте деток и, главное, их родителей такими, какие они есть, не взваливая на себя бремя их перевоспитания. Ваша задача только обеспечить благоприятную обстановку в садике.