Развитие речи у ребенка: нормы пора поменять?
— Мой ребенок не говорит! Что делать?!
— А сколько ему?
— Уже год!
(Выдыхаю)
— Можете ничего не делать. Кроме, конечно, обычных методов: развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, звукоподражательные игры, активное общение с ребенком.
Именно активное живое общение родителей с ребенком. Никакие развивающие мультики и игры, никакие аудиосказки не дают такого эффекта для развития речи, как живое общение.
Но беспокоиться рано. Я знаю крайне мало детей, ведущих светские беседы в возрасте 1 года. Нет, вру: я ни одного такого ребенка не знаю. (К слову, моим детям и детям подруг в этом возрасте врачи ставили задержку речевого развития. Есть у меня мысль на этот счет: если большинство детей не дотягивает до нормы, так, может, пора уже нормы пересмотреть?)
— А моему уже два! И он не говорит!
— Что не говорит? Не говорит, где спрятал ключи от машины? Не говорит предложениями? Не говорит отдельные слова? Или вообще звуков не произносит?
— Нет, ну слова и простые предложения говорит. Но у подруги дочка-ровесница уже стихи рассказывает! А наш отстает в развитии. Муж упрекает, что я с ним мало занимаюсь.
Ох уж эта иллюзия родительского всемогущества. Конечно, хочется верить в белый лист, на котором ответственный родитель нарисует ребенку все таланты, способности и чудеса раннего развития. Но, увы, не абсолютно все зависит от педагогических усилий. Как говорится, «гены пальцем не раздавишь» Эти гены на белом листе уже почеркались еще до рождения...
Не все дети одинаково одарены от рождения. Кто-то рано начинает говорить, но притормаживает в физическом развитии. А кто-то, наоборот, начинает самостоятельно кататься на велосипеде раньше, чем сможет сказать простую фразу. По моим наблюдениям, девочки опережают мальчиков в речевом развитии. (Хотя бывают исключения.)
Но даже если какой-то мальчик говорит лучше вашего — это не повод для паники и ощущения вины, что ребенку чего-то недодали. Разные дети, с разными способностями. Причем способность именно к речи напрямую не связана со способностью к мышлению. По речевой активности нельзя делать обобщенный вывод об умственном развитии. Если ребенок не говорит, но при этом играет в лото, собирает пазлы, с интересом рассматривает книжки, проявляет бытовую сообразительность, то нет веских причин подозревать умственную отсталость. Придет время — заговорит.
И это не обязательно зависит от частоты и качества занятий. Есть «болтливые» дети, с которыми вообще мамы специально не занимались. И есть «молчуны» с которыми занимаются с утра до вечера, так, что дети при виде очередных развивающих карточек уже пытаются сбежать под кровать.
Паниковать и постоянно сравнивать речь ребенка с достижениями других детей, обвиняя себя в недостаточном внимании к проблеме, подозревая у своего ребенка серьезные отклонения — это одна крайность. Другая крайность — полный пофигизм, за которым можно не заметить наличие заболевания, симптом которого — задержка речи.
Если у ребенка возникают проблемы с речью, в первую очередь нужно убедиться в том, что ребенок здоров. Проверить слух, навестить невропатолога — для ранней диагностики заболевания или для собственного успокоения.
Если неговорящий ребенок здоров, все понимает, активно общается «на своем» с окружающими, то до 2 лет паниковать не следует. Делайте то, что от вас зависит, и сохраняйте спокойствие.
Сравнивать речевые успехи ребенка следует не с другими детьми, а с его собственными достижениями былого периода. Если ваш сын говорит хуже Пети, Маши, Наташи, но лучше, чем он говорил два месяца назад — замечательно, есть положительная динамика. Насторожиться стоит, если при всех ваших стараниях положительной динамики в речевом развитии нет более полугода. Тогда стоит еще раз посетить врачей.