Нужен ли массаж при гипертонусе у ребенка
Содержание:
- 1. Повышенный тонус бывает нормой
- 2. Очень сложно правильно оценить тонус в кабинете врача
- 3. Состояние гипертонуса бывает как у детей, так и у взрослых
- 4. Массаж и гимнастика могут быть полезны только в двух случаях гипертонуса покоя
- 5. Есть случаи, когда избавиться от гипертонуса возможно путем увеличения нагрузки
- 6. Гипертонус часто является реакцией на действия окружающих
Этот текст для тех, кому поставили диагноз гипертонус и назначили лечение в виде курса «массажика» и гимнастики. Давайте разберемся, что действительно нужно, и почему массаж может быть не только не полезен, но и вреден.
Необходимо крайне осторожно подходить к состоянию гипертонуса и его коррекции. А также — к выбору специалиста по массажу в тех редких случаях, когда это действительно необходимо. Итак, несколько фактов о гипертонусе.
1. Повышенный тонус бывает нормой
После рождения у ребенка около месяца сохраняется повышенный тонус — флексорный тонус: все мышцы-сгибатели находятся в большем напряжении, чем мышцы-разгибатели . Очень важно — поза симметрична.
К двум месяцам ребенок все реже находится в напряженном состоянии. Это случается иногда и вдруг: при эмоциональном возбуждении или тревоге (упала игрушка, неожиданный звук). У всех людей возникают такие проявления, просто маленьким детям требуется немного больше времени на выход из этого состояния.
2. Очень сложно правильно оценить тонус в кабинете врача
Десяти минут приема зачастую бывает недостаточно. Ребенок имеет право быть напряженным, когда к нему прикасается чужой человек. Основываться только на том, как ведет себя ребенок на пеленальном столе в кабинете врача, нельзя. Нужно оценить состояние ребенка у матери на руках, в положении лежа, вертикально; как ребенок приспосабливается к изменению ситуации, как эмоционально реагирует.
Поэтому не переживайте сразу и лучше обратитесь к другим специалистам, соберите несколько мнений. Но и просто не обращать внимания на заключение врача не рекомендую. Дальше я расскажу, как понять, нужно ли вмешательство врача, массажиста-реабилитолога... или нужно просто жить.
3. Состояние гипертонуса бывает как у детей, так и у взрослых
Чаще всего дети могут справиться с ним сами. Это важный опыт: человек, который самостоятельно справился с гипертонусом в детстве, более успешно справится с мощным эмоциональным напряжением, стрессом на работе во взрослой жизни.
Тонус многолик. Я выделяю гипертонус «покоя» и гипертонус «действия». Если мы имеем дело с гипертонусом покоя (тонус П), то он есть в пассивном состоянии, и такое часто встречается при патологии или пограничных состояниях, а гипертонус действия (гипертонус Д) встречается у всех. Не существует не только ни одного человека, который в детстве не бывал в таких ситуациях, но и взрослого, который бы практически каждый день не находился в состоянии гипертонуса. И я, и вы — все без исключения, это нормально.
Пример 1. Достаточно вспомнить обучение вождению. Кто проходил, не даст соврать: потные ладони, в руль вцеплялись с такой силой, что инструктор просил его не погнуть. И с завистью смотрели на профи, которые одной рукой вращали руль в разных направлениях без особых усилий. В самом начале мы не руль крутим — горы двигаем. Ноги на педалях частенько отплясывают чечетку. Не порулил, а в спортзал на час сходил.
Пример 2. В ситуации привычной и знакомой (вы не овладеваете ничем новым) гипертонус Д может возникать по другой причине. При эмоциональном напряжении. Вдруг трудно писать, рука двигается с трудом и нажим на бумагу такой, что местами она продавлена насквозь. Помню, такое было на экзаменах.
Подобные состояния эмоционального напряжения или обучения новому встречаются у детей до года каждый день (дотянуться до игрушки, перевернуться, сделать шаг и т.д.).
Пример. Ко мне на занятия принесли принцессу. Левая рука у нее работала замечательно, а в правой тонус был немного повышен. При попытке взять игрушку правой рукой она выворачивала кисть наружу и таким своеобразным «ковшом» пыталась загрести желаемое. Если игрушку подержать на одном месте несколько секунд, то она постепенно разворачивала кисть и раскрывала пальцы. Затем брала игрушку в кисть. Вторая, третья... попытки проходили более и более успешно. Если сразу не отдавать игрушку, то скорость приспособления еще увеличивалась.
Вот так проявляется нормализация тонуса при собственной активности ребенка. Родители получили от меня только одно задание на неделю: продолжать давать игрушку в правую руку, не вкладывать, а дожидаться, пока ребенок развернет кисть. Через неделю принцесса с одинаковой скоростью брала игрушки обеими руками.
Чтобы не замещать активность ребенка, когда у него есть собственный ресурс, нужно знать, как реализовать эти возможности. При такой организации тонических отношений не нужно ребенка расслаблять (массажами в том числе), так как это приводит только к возврату в привычную установку через некоторое время, и ребенок не научается сам справляться. Для определения причин и решения о дальнейшей активности нужен хороший специалист.
4. Массаж и гимнастика могут быть полезны только в двух случаях гипертонуса покоя
а) Если тонус сохраняется продолжительное время в покое после прекращении действия.
Пример. У одного из детей, с которым я встречался, это проявлялось в снижении скорости движений. Чем больше он старался, тем меньше у него получалось. Складывалось ощущение, что его постепенно догружали мешками. При попытках перевернуться со спины на живот он начинал движение хорошо, активно, а затем перед ним возникало невидимое препятствие, в которое он толкал себя все с большей и большей силой.
Напряжение остается длительное время после прекращения действия. Если в этой ситуации ребенка расслабить перед движением, то у него будет возможность завершить движение, и тонус не будет сильно нарастать. Пройдет немного времени, и он научится. Это важный опыт.
Методика массажа: восстановление ребенка после активности. Сначала с ребенком активно играют, а потом:
- массаж расслабляющий и пассивная гимнастика;
- спокойное плавание в бассейне;
- удобное ношение ребенка на руках, которое позволяет ему максимально снизить тонус.
Сами родители могут делать легкий массаж после прогулки, где ребенок активно двигался и получил нагрузку.
б) Когда ребенок заинтересовался, но тонус повышается, и он не может преодолеть его. Так может происходить из раза в раз, и в конечном счете ребенок перестает предпринимать собственные попытки и становится созерцателем. Это неминуемо отражается на развитии.
Пример. Такие ситуации часто возникают, когда ребенок мощно эмоционально реагирует. За эмоциями поднимается тонус, и возникают ограничения, которые мешают совершить движение. Многие кормящие мамы сталкивались с ситуацией, когда ребенок сильно хочет есть и первое время не может хорошо взять грудь. Все его движения резки и неточны. Мама удобно берет ребенка на руки, сама принимает удобное положение, и через «плавность» матери ребенок справляется с тонусом. Этот опыт можно и нужно использовать, если у ребенка не получается сделать точное движение рукой, спокойно встать на четвереньки...
В этой ситуации нужно сначала расслабить, а потом активно играть с ребенком:
- массаж расслабляющий и пассивная гимнастика;
- спокойное плавание в бассейне;
- удобное ношение ребенка на руках, которое позволяет ему максимально снизить тонус.
Если поведение вашего ребенка похоже на описание — это повод обратиться к специалисту за консультацией.
5. Есть случаи, когда избавиться от гипертонуса возможно путем увеличения нагрузки
Массаж в данном случае нужен не расслабляющий, а медленный, мощный. Такие движения люди совершают, когда месят тесто.
Когда? Если тонус нарастает после активности: ребенок остановился, а мышцы продолжают «бежать».
В таком случае нужно не снижать тонус, а, наоборот, увеличивать его в процессе действия и насыщать ребенка всеми типами воздействия. Телесным — массаж, гимнастика. Игрушку не отдавать сразу, а немного удержать; обнимать крепко и дожидаться, пока ребенок сам не начнет вылезать. Пеленать в игре или заворачивать в одеяло. Папа держит — мама спасает. Общение дает дополнительные эмоции и телесные ощущения ребенку.
В этом случае нужно обязательно обращаться к специалисту, который может оценить состояние ребенка и увидеть взаимосвязь тонических отношений и поведенческих реакций.
6. Гипертонус часто является реакцией на действия окружающих
Например, на приближение братьев или сестер, а также на неприятные конкретному ребенку вещи (одевание, перекладывание в кровать и т.д.). Как вы понимаете, это нормальная человеческая реакция. Поводом обратиться к специалисту должно быть скорее отсутствие таких реакций.
Чаще всего я встречаюсь с ситуациями, в которых вмешиваться или не стоит, или надо делать это очень аккуратно, чтобы не сломать способы собственной компенсации ребенка. Многое ребенок может решить самостоятельно.
Последнее время у меня на консультациях вал случаев, когда ребенку уже проделали курсами «массажик», ситуация ухудшилась в долгосрочной перспективе, родители устали от истерик, ношения на ручках, плохого сна и т.д. Хотелось бы приехать к этим детям в младенчестве, когда все решается быстрее, проще и не усугублено вмешательством.