Чего не хватает детским молочным смесям: регуляторные пептиды
Большинству родителей известно, что развитие ребенка в первые месяцы жизни во многом зависит от правильного питания грудным материнским молоком. Однако в силу ряда социальных и физиологических причин грудное вскармливание еще не стало распространенным на 100%. По данным ЮНИСЕФ и официальной статистики Минздравсоцразвития России, полноценное естественное вскармливание в нашей стране получает не более 30% новорожденных. Остальные дети получают искусственные заменители грудного молока, изготовленные на основе белков коровьего молока, или гипоаллергенные соевые смеси.
Несмотря на то, что производители детских смесей все время пытаются максимально приблизить их состав к составу грудного молока, полностью повторить продукт, «изобретенный» природой, не удается. К сожалению, недостаток компонентов из состава грудного молока в составе смесей-заменителей — одна из причин развития аллергии, нервно-психических заболеваний и заболеваний органов пищеварения.
В последние годы особенно заметен рост расстройств психомоторного развития детей. Такая ситуация наблюдается не только в России, но и во всем мире. До 20% детей и подростков во всем мире страдают проблемами психического здоровья, приводящими к инвалидности. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), по частоте инвалидизации психическая патология населения вышла на третье место после легочных и сердечно-сосудистых заболеваний и составила 29,5% от общего числа инвалидов.
Психомоторное развитие (ПМР) — это поступательное формирование психических (интеллект и темперамент) и двигательных способностей ребенка в соответствии с его возрастом.
К процессам ПМР относят развитие органов чувств — слуха, зрения и двигательной сферы (от нормализации мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до тонкой пальцевой моторики, лежащей в основе умения писать, работать на клавиатуре, играть на музыкальных инструментах), а также становление социальных контактов — от узнавания малышом голоса матери до групповых игр подростков со сложными ролевыми сюжетами.
Профилактика развития заболеваний ПМР детей с самого раннего возраста в настоящее время недостаточно развита. Современные смеси для искусственного вскармливания содержат полиненасыщенные жирные кислоты, холин, витамины группы B. Эти добавки в целом оказывают благотворное влияние на центральную нервную систему (ЦНС), однако не обладают достаточно целенаправленным и комплексным действием для полноценного поддержания процесса ее созревания. Поэтому приближение состава искусственных молочных смесей к «золотому стандарту» грудного женского молока остается основным трендом развития современной детской нутрициологии.
Исследования, проводимые в ведущих исследовательских центрах МГУ им. Ломоносова и РАМН на протяжении более 7 лет, показывают, что задача поддержания темпов нормального психоневрологического развития детей первого года жизни может быть успешно решена с применением природных пептидных биорегуляторов.
Заменители грудного молока не содержат регуляторных пептидов — фрагментов человеческих белков казеинов, которые являются неотъемлемой частью женского молока. По данным Научного центра психического здоровья РАМН, их недостаток в рационе ребенка связан с нарушением психомоторного развития, что может повлечь за собой развитие психических отклонений в последующие годы жизни.
По результатам исследований, проведенных под руководством О.Ю.Соколова (доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника Научного центра психического здоровья РАМН), дети, получающие натуральное грудное молоко, более эмоциональны и двигательно активны. В процессе психомоторного развития детей именно регуляторные пептиды в составе молока оказывают защитное и адаптогенное действие на нервную систему. Установлено, что питание грудным молоком положительно стимулирует работу гипоталамуса и выработку нейропептидов, ростовых факторов и пр.
Как отмечает В.А.Дубынин (доктор биологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова), регуляторные пептиды влияют на целый ряд показателей работы нервной системы детей, в частности на уровень двигательной и ориентировочно-исследовательской активности, уровни тревожности и депрессивности, а также на способность к обучению. В ходе проведенной работы наиболее важное и интересное действие данных веществ было продемонстрировано именно для новорожденных: оно заключается, с одной стороны, в стимуляции детско-материнского взаимодействия и усилении тяги детей находиться в контакте с матерью, а, с другой стороны, нормализуют становление их нервной системы.
И.Г.Михеева (доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней РНИМУ им. Н.И.Пирогова) считает маловероятным, что когда-нибудь будет создана технология производства молочной смеси, абсолютно идентичной молоку матери, однако полностью поддерживает идею приближения состава адаптированных молочных смесей к составу грудного молока, содержащего, как известно, более ста биологически активных компонентов, положительно влияющих на рост и развитие ребенка. Поэтому в состав адаптированных молочных смесей следует обязательно включать физиологические компоненты грудного молока, положительно влияющие на гармоничное развитие ребенка.
Так, один из регуляторных пептидов изучался в ходе совместных исследований сотрудников НЦПЗ РАМН и кафедры пропедевтики детских болезней РНИМУ им. Н.И.Пирогова. В процессе исследований анализировалось и сравнивалось развитие нервной системы у детей в возрасте от 0 до 12 месяцев, получающих грудное и искусственное вскармливание. Работа проводилась на базе Измайловской детской городской клинической больницы.
Было показано, что высокий уровень данного вещества у детей при естественном вскармливании соответствует хорошим темпам ПМР и физиологическому мышечному тонусу. И наоборот, низкие значения — задержке темпов ПМР и повышенному мышечному тонусу ребенка. Таким образом, была доказана физиологическая значимость данного пептида и обоснована необходимость его введения в состав искусственных смесей.