Когда хозяин процесса игры – ребенок, а не игрушка
Ведущая деятельность для ребенка до года — общение, прежде всего с мамой (или человеком, ее заменяющим). Поэтому главное, что должны знать родители — никакие игрушки не обеспечат гармоничное развитие малыша, если он обделен человеческим общением. Младенец, подолгу самостоятельно играющий в одиночестве и "не мешающий" взрослым, — это не счастье, а горе, и такая ситуация приносит не пользу развитию, а вред. Поэтому любые музыкальные, электронные и прочие технические новинки — это не игрушки, а "заменители мамы". Ребенок воспринимает прежде всего эмоции взрослого, который с ним играет, а уже потом предмет.
Для младенца игрушки — совсем не первая необходимость. Ведь ребенок познает мир — его прежде всего интересуют люди и настоящие предметы, а не куклы и изображения вещей. Многие мамы замечают, что их малыш с удовольствием играет обычными бытовыми вещами, а яркие, дорогие игрушки пылятся в ящике. Это совершенно нормальное поведение! Более того, младенцу как можно больше нужно предоставлять различных (безопасных!) предметов, чтобы он мог их ощупать и учился ими манипулировать. Для младенческого возраста верно правило — чем проще игрушка (вещь), тем лучше для развития. Игрушки должны быть желательно из натуральных материалов, спокойных и реалистичных расцветок, неискаженных форм.
Многие родители стремятся накупить как можно больше "развивающих игрушек". Во-первых, словосочетание "развивающая игрушка" — это "масло масляное". Любая игрушка служит развитию, вопрос только, что она развивает? Во-вторых, как уже говорилось, ребенок в первую очередь должен познавать мир, а не ассортимент игрушечных магазинов. Разумеется, малышу невозможно дать в руки все предметы (трактор), но те, которые доступны, должны быть в его владении обязательно (ложка, лоскутки, палочки, травинки и т.п.).
При выборе игрушек нужно помнить, что главная "игра" ребенка до года — манипулирование предметами. То есть ребенок должен манипулировать вещью, а не вещь ребенком (это правило не только для этого возраста и не только для игрушек!). Если игрушка "запрограммирована" на какое-либо действие, то ребенку не оставляется права попробовать выполнить с этой игрушкой что-либо другое. Он только пассивно принимает то, что ему предложил дизайнер игрушки. Игрушка должна быть функциональна, она должна выполнять любые действия, которые захочет сделать с нею ребенок, а не быть "хозяйкой" процесса игры.
В чем заключается опасность таких автоматических игрушек? Прежде всего, ребенок не нацелен на созидательную деятельность, он только ищет, как "включить" предмет, он не пытается самостоятельно им манипулировать. Он не играет сам, а хочет, чтобы его "развлекали" умные игрушки.
Любые автоматические, механические и электронные игрушки призваны "отвлечь" ребенка, захватить его внимание. Какое счастье для мамы, правда? Ребенок занят, его "отвлекает" сложная техническая игрушка! Как всегда, нужно смотреть глубже: ведь ребенок привыкает к тому, что "нечто" захватывает его внимание. Он не учится САМ концентрировать внимание, САМ не увлекается процессом манипуляции с предметом.
Это — первый шажок ребенка к синдрому дефицита внимания. Внимание становится рассеянным, малышу не так-то просто сконцентрироваться на игрушках, которые не "развлекают" его музыкой или автоматическими действиями, а с которыми нужно играть самому, прикладывая определенные усилия.
Нужны ли ребенку игрушки, где нужно нажимать различные кнопочки, чтобы вызвать то или иное действие? Как мы уже не раз говорили, чем "умнее" игрушка, тем меньше требуется думать ребенку. Чтобы нажимать кнопочки, особого ума не нужно, тем более не нужно двигаться и искать другие игрушки.
Еще один отрицательный фактор — такие игрушки направлены на отработку одного действия. Совершенно справедливо, что малыш долго и помногу отрабатывает какое-то действие, усваивает навык. Но он может спонтанно начать и также спонтанно закончить действие! А "умная игрушка" не дает ему свободы выбора.
Например: есть коробочка и мячик. Годовалый малыш додумался вставить мяч в коробочку ("входит и выходит"). После этого он решил поместить в коробочку свой ботинок — никак, старается, пыхтит, берет что-то другое. Потом надевает коробочку мишке на голову. То есть ребенок выбирает функции игрушки и действия с ними. А если у него игрушка, где надо вставлять какую-либо фигурку в отверстие, вынимать и снова вставлять? Автоматическое, бездумное действие, и больше ничего. Такие игрушки приучают ребенка не думать, что можно сделать, а искать, "что нужно нажать", чтобы все сделали за него.
Если игрушка что-либо изображает, это должен быть конкретный предмет, явление или живое существо, а не мутант или гибрид нескольких, т.к. это нарушает правильность восприятия.
Игрушки для развития мелкой моторики. Как правило, под этим понимается многочисленный набор синтетических и пластиковых новинок игрушечной промышленности. Нужно заметить, что для наших рецепторов пластик (какой бы он ни был конфигурации) остается только пластиком. А вот для развития мелкой моторики чрезвычайно важно, чтобы малыш трогал ручками как можно больше фактур: разные натуральные ткани, дерево (гладкое и кору), травинки, землю, песок, камушки, и т.п. Тогда рецепторы действительно трудятся и распознают различные поверхности.
Обычно мамы начинают возражать: как же так, давать ребенку "всякую грязь"! А вдруг что-то с ним случится! А разве те замечательные игрушки, лежащие на коврике или в ящике, — стерильны? Нет. А если будут стерильны, нанесут огромный вред иммунной системе. Конечно, не надо давать ребенку облизывать все подряд с земли, но ничего не произойдет, если он засунет в рот какой-то посторонний предмет. Если вы боитесь давать веточку на улице — принесите ее домой и окатите водой, в конце концов.
Самый лучший вариант — если мама делает игрушки сама. Нужно понять — ребенка не интересует цена игрушки и название популярной фирмы-производителя. Это необязательно должны быть какие-то сложные конструкции. Сшейте незатейливую фигурку (хоть мячик), положите внутрь бубенчики. Или сделайте маленькие тканевые подушечки из различных материалов, внутрь насыпьте разных сыпучих продуктов — будет стимулятор тактильных ощущений. Совершенно незаменимое средство — пальчиковые игры или пестовальная гимнастика. Этот синтез эмоционального общения с развитием мелкой моторики для ребенка — идеальная игра!