Для речевого развития очень важны разговоры с малышом, доступные его пониманию. Хорошо, если ваши беседы-диалоги отражают бытовую ситуацию, в которой ребенок находится именно сейчас. Старайтесь говорить с малышом о том, что ему интересно. Помогут вам в этом следующие игры.
"Здравствуй! Как тебя зовут?" (10-36 месяцев)
Чему учимся: стимулируем речь; формируем персонализацию личности; повышаем самооценку.
Как играть. Расположитесь с малышом на полу или на диване, рядом посадите мишку и зайку. Покажите на себя рукой: "Это мама!" Прикоснитесь к ребенку: "Это Боря!" Не забудьте про зайку и мишку: "Это зайка! Это мишка!" Теперь начинайте здороваться с игрушками и друг с другом: "Здравствуй, мишка!" (Пожимайте мишке лапу.) "Здравствуй, мама!" (Отвечайте мишкиным голосом.) "Здравствуй, Боря!" (Пожмите и легко потрясите руку ребенка.) Если малыш отвечает вам не словами, а только взглядом, помогите ему, сказав за него: "Привет, мама!" Приветливо улыбайтесь во время этого диалога.
Варианты. Очень хорошо, если у всех ваших кукол и зверят есть имена. Употребляя имена любимых игрушек, ребенок учится говорить, разнообразит свою речь. Называя свои игрушки, малыш начинает понимать, что одного и того же кота или куклу можно называть по-разному: котик, Васька или Ляля, Аленка и т.п. У самого малыша тоже, скорее всего, существует несколько имен. Мама, к примеру, зовет его Буся, папа — Евгений, а бабушка — Женечка. Чем больше любящих людей окружает ребенка, тем, как правило, у него больше имен.
Вы можете поиграть в простую игру "Мои имена". Приготовьте большие карточки: на одной напишите "Женя", на другой — "Буся", на третьей — "Евгений". Показывайте ребенку карточки поочередно. Читайте их: "Буся. Это кто? Вот Буся!" (дотроньтесь до малыша рукой). "Женя — это кто? Вот Женя!" (опять покажите на малыша). Такие игры не только стимулируют речь ребенка, но и положительно влияют на формирование его самооценки.
Несколько позднее малышу нужно сообщить его фамилию и отчество. Скажите: "Твоего папу зовут Николай! Значит, ты Анна Николаевна! А братик твой — Петр Николаевич! А все мы Смирновы. Смирнова Анна Николаевна, Смирнов Петр Николаевич, Смирнова Марина Юрьевна". Ребенок скажет: "Нет, Николаевна!" Вы должны объяснить, что вашего папу зовут Юрий, поэтому вы Юрьевна. Ребенок может сказать: "А моего дедушку тоже зовут Юра!" Объясните малышу, что дедушка Юра и есть ваш папа.
Трехлетний малыш уже должен знать свой адрес. Расскажите ему, где живет ваша семья. "Ворона живет на дереве, белочка — в лесу. А мы где живем? В городе Санкт-Петербурге, на улице Садовой". Позднее сообщите номер дома и номер вашей квартиры. Подобные диалоги разыгрывайте с малышом часто, но не долго.
Телефон (18-36 месяцев)
Чему учимся: вести осмысленный диалог; тренируем память; развиваем речь и умение строить фразы.
Понадобится: настоящая или игрушечная телефонная трубка. Еще лучше, если вы вместе с малышом изготовите телефон специально для него. В этом случае будет нужен картон и 2 фломастера ярких цветов.
Как играть. Делаем телефон. На картоне нарисуйте контур телефонной трубки (прямоугольник размером 6x15 см) и вместе с ребенком вырежьте ее. Ярким фломастером нарисуйте цифры 1, 2, 3... 9 и 0, как в настоящем телефоне. Другим фломастером обведите цифры в кружочки. Не забудьте нарисовать микрофон (полосочками или точечками). Если захотите, можно таким же образом сделать вторую трубку и связать их веревочкой.
Теперь у вас и у малыша есть телефоны. Возьмите свою трубку, приложите к уху и скажите: "Дзинь-дзинь! Пии-пии!" Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и скажите: "Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это звонит мама! Как твои дела?" Если ребенок не отвечает, скажите за него: "Хорошо". Спросите у него: "Что ты сейчас делаешь?" — "Я сейчас рисую!" Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется или не может ответить. Можно поговорить про любимую игрушку малыша: "Где твоя обезьянка Чита?" Или про недавнюю прогулку: "Ты видел на улице ворону? Что она сказала? Кар?" Ваши вопросы должны быть короткими, простыми и касаться вещей и ситуаций, хорошо знакомых малышу и актуальных для него.
"Кто где живет? Кто как поет?" (6-36 месяцев)
Чему учимся: осваиваем звуки речи, используя звукоподражание и повторы в сочетании с ритмическими движениями; знакомимся с окружающим миром; получаем первые уроки творчества.
Как играть. Специально для этой игры у нас есть песенка-стишок:
Серенькая уточка в озере живет,
Серенькая уточка песенку поет.
Кря-кря! Кря-кря! В озере живет!
Кря-кря! Кря-кря! Песенку поет!
Вся прелесть этой песни в том, что в ее сюжет можно подставлять любых персонажей, которые "разговаривают". А для тех, у которых нет характерных звуков, можно придумать слова.
Толстый поросенок во дворе живет!
Толстый поросенок песенку поет.
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Во дворе живет!
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Песенку поет!
Золотое солнышко высоко живет,
Золотое солнышко песенку поет.
Здравствуй, Ванечка! Песенку поет!
Здравствуй, здравствуй! Солнышко поет!
Сядьте друг против друга, напевайте песенку и хлопайте в ладоши. Или, взявшись за руки, кружитесь по комнате. Очень хорошо, если 2-3 персонажа будут объединены общим "местом жительства": козочка рогатая — на лугу — ме-ме; беленький барашек — на лугу — бе-бе; рыжая корова — на лугу — му-му.
А теперь попробуйте сами придумать стишок, подставляя в песенку свои слова. Не сомневайтесь, что малыш после первых же куплетов захочет сочинить свой стишок!