Содержание:
Пока ребёнок у вас один, играть с ним можно во что угодно — пирамидки, мозаика, конструктор, мячик, машинки, куклы, можно почитать книжку или просто побегать. Но когда в доме появляется младенец, оказывается, что большинство привычных занятий и развлечений организовать почти невозможно. Книжки грудничок тащит в рот, постройки из конструктора ломает, мозаику может проглотить, а самой желанной для него всегда является именно та игрушка, которую облюбовали для себя старший брат или сестра. Особенно тяжело приходится мамам погодок или деток с маленькой (до 3-4 лет) разницей в возрасте.
Выход из этой ситуации — ролевые и подвижные игры, то есть минимум предметов-аксессуаров и максимум действия. Вот несколько игр, в которые одновременно можно играть с малышом 2-4 лет и крохой от 0 до 2 лет.
Прятки
Как говорится: «Всё гениальное — просто!». Прятки — очень удачная игра для двух маленьких детей. Сначала вы громко считаете: «Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Кто не спрятался — я не виновата!». Если младшему ещё нет 6 месяцев, то можно «искать», положив его в слинг (или просто взяв на руки). При этом пока старший прячется в своём укрытии, вы можете даже кое-что сделать по дому. Главное не забывайте в процессе «поиска» громко декламировать: «Где же наш Ванюша?! И на кухне нету (быстренько убрали посуду со стола)! И в ванной нету (достали бельё из стиральной машинки)! И в коридоре нету (вешаем бельё)!»
Не забывайте обращаться и к младшему, описывая окружающие предметы: «Ищем мы с Мишенькой Ванюшу! Вот прошли мимо зеркала, вот на кровати посмотрели. Вот стульчик — есть под ним Ванюша? Нету!» Но особенно лучше поиски не растягивать, а то спрятавшийся малыш заскучает.
Находить лучше не сразу, а как бы постепенно. Если ребёнок спрятался под одеяло, то подойдите поближе и спросите: «А что это такое из-под одеяла виднеется?! Уж не Ванюшина ли пяточка?..» (В этот момент малыш весь замирает в радостном ожидании.) «Ага! Вот он Ванюша! (открываете одеяло) Нашла!» Или можно «случайно» присесть (только, конечно, очень аккуратно) на одеяло, под которым спрятался ребёнок. А потом «испуганно» подскочить: «Ой! Что это такое под одеялом?! А! Да это же Ванюша! Вот он! Нашёлся!»
Когда младший ребёнок научится ползать, пусть помогает вам искать, передвигаясь по дому. Теперь прятаться детки будут по очереди. Сначала — старший, а вы с малышом его ищете. А потом какое-то время все вместе играете с младшим ребёнком в «ку-ку» (накрываете его пелёнкой: «Где Миша?» — и тут же сдёргиваете — «Вот он!»). Если старшему тоже захочется поиграть в «ку-ку», ни в коем случае не отказывайте, а раздобудьте ещё одну пелёнку и для него.
Ковбои
А это уже настоящая ролевая игра. Вы будете изображать ковбоев, которые скачут куда глаза глядят и встречают на своём пути много интересного. Если у вас есть игрушечная лошадка, то пусть старший ребёнок скачет на ней, а если лошадки нет, то можно оседлать обыкновенный стул со спинкой. Мама тоже поскачет на стуле. Младшего вы сажаете «на лошадь» вместе с собой — можно в слинге, можно на руках.
Итак, вы седлаете своих «лошадей» и отправляетесь в путешествие. Включайте фантазию и скачите на родник за водой, на поле за цветами, в сад за фруктами. Можно поехать в гости к любимым сказочным героям. Например, угоститься мёдом у Винни-Пуха, а Кролику помочь в огороде. Причём если мама будет описывать происходящее достаточно подробно и с большим воодушевлением, а фантазия у малыша хорошо развита, все эти встречи могут происходить исключительно в воображении ребёнка. Это большой плюс, так как разыгрывать кукольный спектакль с младенцем на руках довольно неудобно.
Эту игру можно сделать не только весёлой, но и познавательной. Предложите малышу отправиться, например, в африканскую саванну — и рассказывайте, каких животных вы встречаете на своём пути, чем они примечательны. Только не засиживайтесь «в седле» — если вы не будете периодически спешиваться и ходить по комнате, кроха у вас на руках может заскучать и раскапризничаться.
Когда младший ребёнок подрастёт, можно включать в игру и его. Старшим детям обычно очень не нравится, когда малыши «мешают играть» — ломают постройки из кубиков, капризничают и требуют к себе внимания. Но если правила игры достаточно свободные, то участие младшего ребёнка всегда можно как-то обыграть. Например, пока младенец просто лежит на развивающем коврике с игрушками, вы можете сказать: «Вот мы проезжаем мимо большой реки. Тут резвится маленький бегемотик. Он очень любит играть с мячиками. Но он немножко неуклюжий, и мячик постоянно от него укатывается. Давай поиграем с ним, будем подавать ему мячик!» Тут же можно разучить с ребёнком какой-нибудь забавный стишок про бегемотика.
Когда младший начнёт вставать и ходить, скажите про него, что это, например, маленький жеребёнок. Когда он подойдёт к вашим «скакунам», предложите старшему ребёнку приласкать кроху, чем-нибудь угостить его хотя бы понарошку. Таким образом, старшему будет казаться, что вы играете с ним, но и младший вниманием обделён не будет.
Поезд
Путешествовать в мире фантазий можно и на поезде. Постройте состав из стульев, в качестве приборной панели хорошо использовать какой-нибудь детский музыкальный развивающий центр. Старший ребёнок, скорее всего, захочет быть машинистом. Пусть так и будет — это позволит ему почувствовать свою значимость и немного покомандовать вами. Подберите для маленького машиниста подходящий головной убор и подготовьте «билеты на поезд».
Теперь можно начинать игру. Купите в кассе билет, предъявите его кондуктору-машинисту (он может «пробить» ваш билет дыроколом или степплером) и занимайте своё место. Младший ребёнок, конечно, поедет вместе с вами. На остальные стульчики можно рассадить мягкие игрушки. Машинист даёт гудок — можно отправляться! По пути остановитесь искупаться в море, купите на станции пирожки, отстреливайтесь от нападающих бандитов — в общем, пусть ваше путешествие будет полно приключений и интересных открытий.
Змей Горыныч
Расскажу правила на примере, когда у вас оба ребёнка — мальчики.
Пока младший ещё мал, он просто сидит вместе с мамой «в логове Змея Горыныча» на кровати. Начинается игра с того, что мама декламирует:
«Жил был могучий богатырь Добрыня Никитич (его будет изображать старший ребёнок; можно назвать богатыря как-то иначе — это зависит от того, какой супергерой пользуется у вашего сынишки наибольшим уважением), и был у него маленький братик. Налетел страшный Змей Горыныч и утащил маленького братика в своё логово. Не испугался Добрыня страшного Змея, бросился выручать любимого братца».
Дальше вы «боретесь» со старшим на кровати: он пытается освободить брата, вы свою «добычу» защищаете. Чтобы детям было веселее, можно продолжать комментировать «в былинном стиле»:
«Набросился Добрыня на Змея и оседлал его (покатайте малыша немного на спине по кровати), но и Змей не растерялся — взвился под самое небо (можно полетать и по комнате). Богатырь не испугался — крепко держался он за змеиную шею. Устал Змей и опустился на землю, а потом изловчился и пощекотал Добрыню хвостом. Расхохотался Добрыня и выпустил Змея!»
Ну, и дальше в том же духе. В конце концов, богатырь, конечно, побеждает Змея и освобождает братика. Подобная «куча-мала» обычно нравится детям, причём не только мальчикам, но и девочкам. А ещё для старшего ребёнка такая возня с мамой — хорошая возможность восполнить недостаток тактильных ощущений. Ведь кроха очень много времени находится на руках, и в результате подержать на ручках старшего, да и просто лишний раз обнять его мамы часто забывают. Кроме того, чувствуя себя могучим спасителем младшего братика, старшему ребёнку легче будет научиться уступать малышу, оберегать его.
Когда младший подрастёт, он сможет вместе со старшим братом бороться со Змеем Горынычем, освобождая из плена, например, мягкие игрушки или друг друга по очереди. Если у вас сын и дочь, то вместо богатырей можно предложить детям роли Ивана Царевича и Василисы Прекрасной. А из папы Змей Горыныч получается даже лучше, чем из мамы. В общем, простые правила игры оставляют большой простор для фантазии.
Космонавт
Эта игра поможет вам незаметно провести со старшим ребёнком любое обучающее занятие, причём ему не будет казаться, что младший мешает вам заниматься.
Подготовьте космическую ракету (подойдёт детская кроватка, коляска или просто перевёрнутый стол, летом очень удобно использовать гамак). Обязательное условие — находясь в полете, малыш не должен видеть, что происходит в комнате, так что перед запуском завесьте свой космический корабль, например, одеялом.
Копошащийся рядом младенец, хватающий все подряд ходовые части ракеты, вам вовсе не мешает — это технический специалист проверяет готовность механизмов к запуску!
А вы пока проверяете, готов ли к полёту космонавт — ваш старший ребёнок. Чтобы быть допущенным к полёту ему придётся выполнить все ваши задания (выбирайте и придумывайте свои в зависимости от конкретной ситуации):
- объяснить, что нарисовано на картинке (проверка зрения и адекватного восприятия реальности),
- спеть и сплясать (способность наладить дружеские отношения с внеземными цивилизациями),
- нанизать бусики (вдруг придётся в полёте чинить ракету, а для этого очень важна мелкая моторика),
- посчитать (способность наладить торговлю),
- почитать (способности к обучению инопланетным языкам и письменности) и т.п.
Ну вот, наконец, все проверки закончены, и можно отправляться в полёт. Малыш занимает своё место в корабле, а вы начинаете обратный отсчёт: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск!» Пока ракета летит, её может немного потрясти, она может попасть под метеоритный дождь (постучите по поверхности подушкой или мягким мячиком).
Попутешествовав по космическим просторам какое-то время, ракета опускается на неизвестную планету. Вы с младшим ребёнком будете изображать жителей этой неизвестной планеты — это очень помогает вовлечь в игру карапуза так, чтобы это минимально раздражало старшего.
И тут опять всё зависит от вашей фантазии и возможностей ребенка. Вы можете попросить отважного космонавта о любой помощи — научить местных жителей петь песенки, рассказывать стихи, танцевать, собирать пирамидки, изучить местный язык (например, английский) и т.п. В ответ инопланетяне помогут маленькому путешественнику отремонтировать ракету, угостят его местными деликатесами. Но не стоит зацикливаться на учебных заданиях — пусть на некоторых планетах малыша ждут настоящие приключения: он будет искать клады или помогать собирать урожай (идеи для дачи!), спасать попавших в беду или сражаться с врагами.
Волк и зайцы
Когда младший ребёнок чуть-чуть подрастёт и научится ползать, играть со старшим в конструктор или в кубики станет совершенно невозможно. Малютка будет стараться участвовать в строительстве, но на самом деле, конечно, будет только всё ломать. Старших детей такое «участие» очень раздражает. Но его можно обратить в свою пользу.
Скажите старшему, что будете играть в зайцев и волка. Вы с ним будете зайцами, а малыш — волком. У зайчиков должен быть домик (например, стол, завешенный одеялом) и полянка с травкой (коврик), куда они бегают подкрепиться. Чем дальше полянка окажется от домика, тем веселее играть, но всё это должно находиться в одной комнате, иначе младший ребёнок, потеряв вас из виду, может занервничать.
Играем так: зайчики выходят из домика и бегут на полянку щипать травку. То есть вы со старшим вылезаете из укрытия, добегаете до коврика, садитесь там на корточки и изображаете, что кушаете траву. Малыш-волк, видя, что вы со старшим ребёнком чем-то интересным занимаетесь, конечно, ползёт к вам с максимальной скоростью, на которую способен. И тут вы кричите: «Ай-ай-ай! Волк! Сюда бежит волк! Спасайся скорее в домик, малыш, я его отвлеку!».
«Зайчонок» скорее заползает обратно под стол. Стол надо огородить диванными подушками — это будет дверь, защищающая от волка. «Волк», конечно, поползёт за «зайчиком» к домику и начнёт шатать эти подушки, пытаясь дотянуться до своей добычи. Ваше дело комментировать: «Подбежал волк к зайкиному домику и начал стучать в дверь!» Когда «дверь» начнёт поддаваться, зовите старшего ребёнка обратно на «лужок»: «Пока волк занимался дверью, хитрый зайчонок выбрался тихонько по потайному ходу и прибежал опять на полянку кушать травку!» Дальше волк замечает побег и снова ползёт к вам. И так всё повторяется, пока детям не надоест.