Содержание:
- После года: первые открытия
- 2-3 года: учимся алгоритму последовательных действий
- 4 года: а теперь — на стене!
- Правила «полетов»
Для гармоничного развития малыша очень важно создать разумное и удобное пространство. Да, конечно, ребёнок может развиваться везде, но для обучения его определенным навыкам вам пригодятся особые «волшебные» вещи. Одна из них — «ковер-самолет». На нем вы сможете отправиться не в одно сказочное путешествие, полезное для развития мелкой моторики, сенсорики и познания мира. А излишне подвижных ребятишек с помощью коврика намного легче будет приучить к усидчивости и концентрации внимания.
Вам понадобится однотонный ковролин (размером не менее 1×1 м). Он вариативен и экономичен в использовании, кроме того, играя, малыш не будет отвлекаться на яркие рисунки.
Выберите ковролин такого качества, к которому хорошо крепится сухая липучка. Назовите его волшебным «ковром-самолетом» и окружите процесс его появления в вашем доме сказкой — но после игры-занятия убирайте коврик, чтобы интерес ребенка к нему не пропадал!
После года: первые открытия
Детям очень нравится что-нибудь отклеивать. Предлагать липкие бумажные наклейки крохе ещё рано — бумага рискует вскоре попасть в рот. Начать развитие мелкой моторики и познакомить малыша с таким свойством, как цепкость, можно с помощью сухой липучки.
Вам понадобится сторона с маленькими крючками. Разрежьте ее на ленты-верёвочки длиной от 20 см и шириной 3-5 мм. Цвета выбирайте основные (желтый, красный). Займитесь контурной аппликацией и сделайте из верёвочек мордочку зайчика, машинку, а малыш пусть самостоятельно открепляет их от коврика. Если у него это сразу не получится, выполните действие вместе с ребенком — его рукой.
Для усложнения задания предложите крохе поиграть с верёвочками попеременно левой и правой руками, а затем и обеими одновременно. Такие манипуляции помогают развивать сразу оба полушария головного мозга.
Разместите на коврике объёмные игрушки. А чтобы они не упали во время вашего «полета», пришейте небольшие кусочки липучки на их животики или лапки.
Приготовьте силуэты знакомых ребенку овощей (морковка, кабачок) или цветов (тюльпан, колокольчик) из яркого ковролина или драповой ткани размером не меньше 5 см. К ткани сухую липучку пришейте, а к кусочкам ковролина прикрепите мебельным степлером, чтобы лучше держалась.
Дайте в руки малышу одну игрушку. Назовите ее цвет. Теперь попросите показать игрушку такого же цвета, похожей формы (в игре используйте не более двух-трёх игрушек одновременно). Обращайте внимание на понятия: «такой же», «не такой», «другой», «разный», «одинаковый».
Поиграйте в игру «парочки». Например, закрепив одну клубничку на середине коврика, а другую в уголке, попросите малыша найти подружку ягодке. Усложните задание, добавив ещё одну пару ягод.
Не забудьте и про геометрические фигуры. Сначала сделайте круг и квадрат одного размера. Правильно называйте их крохе. В комнате или на картинках из книжек покажите предметы, имеющие такую же форму. Усложните игру, добавив новые элементы (треугольник, прямоугольник, овал, ромб), когда Ваш малыш станет легко справляться с предыдущими заданиями. Для усложнения задания сделайте детали разных размеров. Знакомьте с понятиями «большой — маленький», «узкий — широкий».
В процессе игр-занятий не забывайте использовать с такие математические понятия, как «много — мало», «один и много» и т.д.
2-3 года: учимся алгоритму последовательных действий
Предложите ребенку повторить за собой контурную аппликацию из лент-верёвочек. Сначала делайте самое простое — прямые и кривые линии. Попросите его сделать рядом ещё одну дорожку или тропинку, как у мамы. А потом по обеим дорожкам прогуляйте кукол. Для усложнения игры используйте дополнительные верёвочки (не более трех).
Плоские фигурки разрежьте на две половинки. Научите своего малыша играть в «фигурки-половинки» из двух, затем из трёх частей и т.д. Например, возьмите одну игрушку-ёжика и две фигурки — половинки яблочка. Прикрепите одну половинку на середину ковра, а остальные детали — по краям. Попросите найти «потерянный» ёжиком кусочек.
Заготовьте детали для аппликации из кусочков ткани разного размера и фактуры. Например, туловище и голову медвежонка сделайте из ковролина, лапки — из фетра или драпа, а носик и ушки — из пуговиц, приклеенных на липучку. Научите ребёнка правильно прикреплять ушки, глазки. Постепенно малыш научится собирать всю аппликацию сам. Стремитесь к этому, т.к. при самостоятельном конструировании задействуются зрительный, осязательный и тактильный анализаторы, развивается память, пространственное мышление, творческое воображение и очень активно совершенствуется речь. Усложняйте игру, увеличивая количество деталей в аппликации и т.д.
Для развития зрительного внимания, памяти и знакомства с буквами поиграйте в игру «Прятки». На глазах у ребенка уберите под коврик одну букву. Спросите: «Где буква А? Куда она пропала?» Достаньте спрятанное: «Вот она!» Снова спрячьте буковку и попросите малыша «найти» ее самостоятельно. Попросите правильно назвать букву. Играйте до тех пор, пока у ребенка есть желание!
4 года: а теперь — на стене!
Добавьте разнообразия в ваши путешествия, приклеив на обратную сторону волшебного ковра-самолета пробковую доску. Между покрытиями закрепите петельки, чтобы можно было вешать коврик на стену. У вас появится прекрасная возможность пригласить своего малыша в обучающий настенный мир и продолжить знакомство с цифрами, буквами, научить забивать гвоздики и даже устраивать небольшие театральные представления.
Переход от напольных игр к настенным занятиям поможет ребенку лучше развить зрительное восприятие и постепенно подготовит к умению работать со школьной доской.
При проявлении интереса к играм всегда постепенно усложняйте задания, давая возможность развиваться быстрее, но обязательно следите за тем, чтобы не было перенапряжения. Пусть ваши путешествия на волшебном «ковре-самолете» будут всегда яркими и полными удивительных ощущений, а восторг от занятий — долгоиграющим!
Правила «полетов»
Для любого занятия придумывайте и предлагайте малышу игровые ситуации. Желание что-то сделать скорее приходит в процессе игры!
Игры и предметы, используемые для «полетов», храните отдельно от других игрушек. Заведите для этого две прозрачные «особые» коробки. И как фокусники, доставайте из них каждый раз что-нибудь интересное! В одну положите развивающие и обучающие игры, а в другую необходимый рабочий материал (бумагу, пластилин, краски). Тогда вы точно поймёте, чего сейчас хочется малышу — рисовать или, к примеру, складывать картинки.
Вам кажется, что ребенок несколько отстает — скажем, в интеллектуальном или речевом развитии? Однако занятия с таким малышом все равно должны быть комплексными — как в наших примерах. Работать лишь с узкими проблемами в раннем возрасте неэффективно — слишком тесно еще связано развитие мозга и развитие тела.