Содержание:
Малыш подрастает, и игры становятся все более разнообразными. При этом игры, в которые вы играли с ребенком чуть ли не от самого его рождения, вовсе не отменяются, как и игрушки. Однако к ним добавляются новые, учитывающие изменение интересов ребенка и его новые возможности. Так как набор игр теперь достаточно велик, в самые простые можно играть реже. К тому же следует выбирать те игры, которые больше нравятся ребенку.
Дело в том, что в этом возрасте уже можно определить, как именно человек воспринимает мир — с помощью слуха, взгляда, действия. Дети ведь разные: кому-то по душе созерцание, кто-то активно прислушивается, а некоторые сразу начинают действовать. В зависимости от склонностей малыша расставляются приоритеты в играх, так как игра должна быть в первую очередь интересна ребенку — только тогда она сможет быть развивающей. Если же малыш не заинтересован, то ни о каком развитии и речи нет.
Вытягиваем репку
Репку можно сшить из кусочков различной ткани и меха, в этом случае она также будет "работать" игрушкой для развития тактильных ощущений. Кстати, такая репка пригодится и впоследствии, когда малыш станет постарше, для создания развивающей игровой площадки.
Сначала рассказывается сказка о репке, сопровождаемая показом картинок или кукольным представлением. Можно просто нарисовать кукол на картоне, раскрасить, вырезать и таким образом иллюстрировать сказку.
После того как сказка рассказана, малышу показывается репка, установленная между подушками.
— Вытянем репку!
Мама берет за хвостик репки и приговаривает:
— Тянем-потянем! Тянем-потянем! Вытянуть не можем... Тянем-потянем! Вытянули репку!
Репка опять устанавливается между подушками, и теперь уже малышу предлагается ее вытащить. Пока малыш тянет репку, мама приговаривает:
— Тянем-потянем! Тянем-потянем! Вытянуть не можем...
Как только репка выдернута:
— Вытянули репку!
Потягушки
Для этой игры требуется круглая палка небольшого диаметра, чтобы ребенок мог ухватиться за нее ручками. Палка должна быть гладкой. Вполне подойдет кусок рукоятки швабры или кусок пластмассовой гимнастической палки.
Палку дают малышу в ручки так, чтобы он за нее ухватился, а потом его аккуратно приподнимают с помощью палки. Сначала достаточно, чтобы ребенок присаживался, а когда он подрастает, то его можно подтянуть и в положение стоя.
Играть таким образом следует только на мягкой поверхности — на кровати или диване. Ведь малыш может выпустить палку и упасть.
Хваталки
Нанижите на веревочку предметы различного размера и формы: шарики, шнурки, бусы, палочки и т.д. Покачайте этой гирляндой перед ребенком, предложите ему схватить тот или иной предмет. Подвесьте гирлянду над кроваткой так, чтобы малыш мог доставать до висящих предметов.
Таким образом ребенок будет тренировать ручки, учиться подстраивать движения под предмет. Он узнает, как нужно брать предмет той или иной формы, чтобы удержать его (например, шарик — пальчиками "врастопырку", палочку — ладошкой, веревочку — кончиками пальчиков).
Догонялки
Покажите малышу игрушку. Когда он к ней потянется, переместите ее. Дождитесь, пока ребенок вновь потянется за игрушкой, и опять переместите. При этом игрушка все время должна находиться в поле зрения малыша.
Игра не должна быть долгой. Не нужно разочаровывать ребенка—в конце концов он должен "поймать" игрушку.
Когда малыш уже пытается ползать, предлагайте ему догонять игрушку на колесиках — машинку, уточку и т.д. Тяните игрушку за веревочку, чтобы ребенок передвигался, пытаясь ее поймать.
Прятки
Если раньше игрушки под простынкой, платочками и т.д. прятали вы, то теперь прятать должен малыш. Несколько раз спрячьте игрушку у него на глазах: просто накройте ее платком или простынкой. Дайте игрушку ребенку, поманипулируйте его ручкой — вместе положите игрушку, накройте ее, снимите платок, возьмите игрушку.
Где звенит?
Для этой игры нужна игрушка, после завода которой звучит музыка. Чем дольше, тем лучше.
Заведите игрушку, отнесите чуть в сторону от ребенка и накройте платком. Малыш должен найти игрушку по звуку. Сначала делайте все на глазах у малыша, чтобы он видел, где "прячется" игрушка. Затем игра усложняется: "прячутся" две игрушки — одна звучащая, а вторая нет. Ребенок должен найти ту, которая звучит.
Учтите: далеко не сразу малыш сможет отыскать игрушку по звуку. Многие дети осваивают эту игру только после года. Сперва они начинают искать игрушку не там, где звучит музыка, а там, где игрушку прятали в последний раз. Но тренироваться все-таки нужно.
"Волшебная дорога"
Сделайте "дорогу" — бумажную или тряпичную полосу, к которой приклеены или пришиты кусочки различных материалов. Очень хорошая "дорога" получается из обоев: различные выпуклые рисунки не только привлекают малыша — их можно и ощупывать, а разнообразия куда больше, чем у ткани.
Расстелите "дорогу" на полу — пусть малыш ползает по ней, ощупывает, гладит. Покажите ему, как провести пальчиком по выпуклому рисунку, чтобы не только увидеть, но и почувствовать его.
Бокс
Воздушный шарик—отличная боксерская груша для малыша. Подвесьте шарик так, чтобы ребенок доставал до него. Покажите, как по нему можно ударять — "боксировать". Периодически меняйте положение шарика: подвешивайте его то пониже, то повыше, чтобы малыш тянулся вверх за шариком.
Складываем стаканчики
Для этой игры требуются всего лишь одноразовые пластиковые стаканчики. Задача — вкладывать стаканчики один в другой, чем больше, тем лучше. Сначала малышу нужно показать, как это делается, — вложить один стаканчик в другой, медленно повторить несколько раз. Дать ребенку два стаканчика, поманипулировать его ручками, вкладывая стаканчик в стаканчик.
Если стаканчики разноцветные, то игру можно усложнять по мере роста ребенка. Сначала стаканчики просто вкладываются друг в друга, затем — в определенной последовательности в зависимости от цвета.
— Берем стаканчик, один стаканчик, один синий стаканчик (постоянно нужно комментировать действия, полностью описывая каждый предмет, участвующий в игре; описание идет от простого к сложному: сначала сам предмет, затем количество, затем свойства предмета).
— Берем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик. Вкладываем стаканчик, один стаканчик, один красный стаканчик в другой стаканчик, в синий стаканчик...
Рисуем ладошки
Посадите ребенка в ванну, намажьте ладошки пальчиковыми красками и покажите, как можно оставлять отпечатки ладошек на стенках ванны: сначала — одноцветные, потом — различных цветов.
После того как малыш освоится с "рисованием" ладошек, предложите ему рисовать точки (прикоснуться кончиками пальцев), овалы (оставить отпечатки фаланги пальчика), линии (провести пальчиком по стенке ванны).
Ищем геометрические фигуры
Для этой игры нужно вырезать из цветного картона геометрические фигуры: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты.
Геометрические фигуры смешиваются в одну кучку. Малышу предлагается найти определенную фигуру.
— Где квадратик? Найди квадратик!
Сначала придется показывать: малыш будет перебирать всю кучку, не зная, на чем остановиться. Как только он возьмет в руки нужную фигуру:
— Вот квадратик! Нашли квадратик!
Похвалите ребенка за правильно выполненное задание. Когда малыш твердо усвоит форму квадрата, предлагайте искать следующую фигуру.
— Где кружок? Найди кружок!
Потом игра еще больше усложняется:
— Где квадратик? Синий квадратик? Найди синий квадратик!
Квадратики других цветов не засчитываются.
Ищем животных
Разложите перед малышом различные игрушки, изображающие животных (реальных). Предложите найти определенное животное:
— А где котик? Котик, котик! Найди котика. Дай котика маме.
Вначале нужно будет показывать малышу, где котик, а где собачка. То есть сперва мама "ищет" животное. Постепенно, когда малыш запомнит названия, он будет искать животных сам.
После того как ребенок научится отличать котика от собачки, игру можно усложнить. Когда котик найден, нужно спросить:
— А что говорит котик? Котик? Как котик говорит? — и помяукать.
Катаемся на маме
Играть лучше, лежа на кровати. Мама лежит на спине и придерживает за бока малыша, сидящего у нее на животе. Мама слегка поворачивается и наклоняет ребенка в разные стороны, приговаривая:
— Направо — лесок, налево — лужок!
Где обедал воробей?
На стихотворении "Где обедал воробей" С.Маршака, ужа ставшем классикой, выросло несколько поколений и вырастет еще больше. Это стихотворение и само по себе является развивающим, а если, рассказывая его, еще и показывать малышу картинки с изображением называемых животных, то значение такой игры сложно переоценить.
Театр для малыша
Стихотворения предоставляют прекрасную возможность для игры в театр. Многие детские стихи легко поддаются инсценировке, их можно разыгрывать с помощью картинок и (или) игрушек. Например, для инсценировки стихотворения К.Чуковского "Бутерброд" требуются картинки с изображениями бутерброда, булочки, чайных чашек, полянки с цветами, девочки.
Как у наших ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощекую сдобную
Булку.
Но чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
"Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдешь —
Пропадешь,
Муре в рот попадешь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадешь!
Как только упоминается какой-либо предмет, он сразу же показывается малышу. Картинка с бутербродом, переваливаясь с боку на бок, "идет" на полянку с травой-муравой (перемещается к картинке с изображением лужайки). Вместе с бутербродом "идет" и сдобная булочка — еще одна картинка...
Пусть даже малыш еще не вполне осознает, о чем именно стихотворение, но музыка слов завораживает и понимание постепенно приходит. И чем больше рассказывается таких театрализованных стихов, тем быстрее ребенок начинает понимать, особенно если предложить ему подавать маме нужные для действия игрушки или картинки. Например:
Жил да был бутерброд
С колбасою (малыш должен найти картинку с изображением бутерброда и подать ее маме)...
Неваляшка
Кукол-неваляшек любят все дети. Обычно такие куклы еще и с колокольчиком внутри, но достаточно даже "молчаливой" игрушки, ведь как ее ни качай, она не падает!
Для игры с неваляшкой очень хорошо подходит стихотворение Б.Заходера "Ванька-Встанька".
Ах-ах-ах-ах-ах-ах-ах!
Среди игрушек — паника!
Все куколки в слезах:
Свалился Ванька-Встанька!
Матрешки тащат йод,
Бинты, пакеты с ватой,
А Ванька вдруг встает,
С улыбкой плутоватой:
— Поверьте, я живой!
И не нуждаюсь в няньке!
Нам падать не впервой —
На то мы Ваньки-Встаньки!
Рассказывая малышу стихотворение, качайте неваляшку, положите ее на бок, а в конце позвольте подняться.
Собираем ягодки
Эта пальчиковая игра полезна для развития мелкой моторики и координации движений. Для начала покажите малышу, как нужно играть.
Мы шли, шли, шли (указательный и средний пальцы правой руки "маршируют" по предплечью левой снизу вверх — от кисти к локтю)
И вдруг веточку нашли! (Кисть правой руки расслаблена, поднята примерно на уровень лица.)
Ягодки на ней растут (пошевелили пальцами),
Только нас они и ждут.
Мы их с веточки снимаем (пальцами правой руки оглаживаете каждый палец левой — "снимаете ягоды"),
И в ладошки собираем. (Складываете ладони перед собой лодочкой.)
А потом в лукошко (встряхиваете сложенные ладони — уплотняете ягоды в лукошке") —
Домой возьмем немножко.
Раз ягодка — в ротик (пальцы правой руки складываете щепотью, берете из "лукошка" воображаемую ягодку, забрасываете в рот),
Два ягодка — в животик (так же берете вторую ягодку),
Три ягодка — в лукошко. (Одной ладонью, сложенной лодочкой, накрываете другую — "закрываете лукошко".)
Веточка, еще немножко! (Кисть правой руки расслаблена, поднята примерно на уровень лица, оглаживаете каждый палец — опять "снимаете ягоды".)
Еще ягодки возьмем
И в лукошко соберем.
Вот все ягодки мы съели (погладили живот легким круговым движением),
Посидели посопели (вдохнули-выдохнули),
А теперь опять пойдем (пальцы правой руки "маршируют" по предплечью левой сверху вниз — от локтя к кисти) —
Вдруг еще мы что найдем!
Затем руки меняются местами.
После того как малыш понял, что это за игра, предложите ему повторять ваши движения. Играйте вместе с ним.
Эта игра рекомендуется детям от полугода до 2 лет.
Плавающие рыбки
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений. Кроме того, эта игра развивает мышцы плечевого пояса.
Плыл карасик по реке (пальцы рук складываете щепотью, руки вытягиваете в стороны и совершаете волнообразные движения от плеча — карасик плывет")
И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх — "карасик испугался"),
От испуга сжался (плотно сжимаете пальцы),
А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны),
В камыши закопался. (Опускаете руки, пальцы складываете щепотью, поочередно каждой рукой совершаете "копательные" движения — "карасик закапывается".)
Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (Трясете кистями рук — "карасик дрожит", и вновь волнообразные движения от плеча — "щука уплыла".)
Не забудьте рассказать малышу, кто такие карасик и щука, почему карасик боится щуки. Покажите ему картинки с изображениями рыб. Покажите картинку с изображением камышей, объясните, как карасик прячется в камышах от опасности.
В эту пальчиковую игру можно играть с ребенком до 2 лет.
Собираем вишни
Пальчиковая игра для развития мелкой моторики и координации движений.
Один пальчик вишню поднимает (одна ладонь раскрыта, большой палец второй руки "подхватывает вишню" с раскрытой ладони — движение подобно щелчку одним пальцем, "чиркающее" движение по ладони),
Второй пальчик вишню катает (указательный палец делает круговые движения по раскрытой ладони — "катает вишню"),
Третий пальчик вишню вытирает (средний палец двигается по раскрытой ладони вперед-назад — "вытирает вишню"),
Четвертый пальчик вишню отдает (безымянный палец постукивает по мизинцу),
А пятый пальчик вишню съедает! (Мизинец трется о раскрытую ладонь — "съедает вишню".)
Игра повторяется со сменой рук.
Два прихлопа, два притопа
Потанцуйте для ребенка под песенку Ю.Островского "Да-да-да!".
Ручками мы хлопнем —
Да-да-да-да!
Ножками мы топнем —
Да-да-да-да!
Ручками помашем —
Да-да-да-да!
Ножками попляшем —
Да-да-да-да!
Слова выговаривайте медленно, выразительно, играйте каждое движение — у вас самая внимательная аудитория в мире!
Показав ребенку "танец" несколько раз, спойте песенку, хлопая его ручками и топая его ножками. Как только малыш поймет суть игры, он сам начнет хлопать в ладоши и стучать ножками в нужных местах песенки.
Музыкант
Покажите ребенку дудочку, подудите в нее, предложите ему самому сыграть на этом инструменте. Покажите детское пианино, нажмите на клавиши, возьмите ручку малыша, нажмите на клавиши его пальчиками.
Звезда эстрады
Интересный факт: уже с 5 месяцев дети могут отличить настоящую, хорошо построенную музыкальную фразу (классическую музыку) от того, что мы называем "попсой". Маленькие дети очень музыкальны, и это можно широко использовать в развивающих играх.
С шестимесячного возраста ребенок старается имитировать звуки, которые он слышит от взрослых. Получается, конечно, еще не очень хорошо, но это ведь только начало.
Уже в этом возрасте можно закладывать первые речевые навыки, и проще всего сделать это с помощью музыки. К тому же подобные игры доставят малышу удовольствие.
Пойте вместе с малышом. Стремитесь к тому, чтобы он "подпевал" вам. Пусть ребенок пробует имитировать вашу речь — фактически это его первые слова. Звуки под музыку даются малышу легче; "поющие" дети раньше начинают разговаривать, быстрее осваивают речь и гораздо реже страдают различными ее нарушениями или просто детской "кашей" во рту. Малыши, "поющие" чуть ли не с колыбели, приучаются произносить внятные звуки и складывать их в слова.
Детям очень нравится одновременно петь и танцевать. Если петь вместе с малышом, да еше и пританцовывать (достаточно чуть подбрасывать ребенка на коленях в ритме музыке, поворачивать его из стороны в сторону) — восторгу не будет границ. Как и желанию петь.
Совместные пение и танцы могут стать одной из любимых игр малыша на несколько лет.
Старый барабанщик
В этой игре вместо барабана используется любая поверхность, по которой можно стучать. Покажите малышу, как бить в барабан ладошками: постучите по барабану, столу, табурету и т.д. Чтобы стук был ритмичным, можете рассказать стишок "Старый барабанщик".
Старый барабанщик, старый барабанщик,
Старый барабанщик крепко спал.
Он проснулся. Перевернулся.
И опять улегся спать.
Конечно, сначала ни о каком ритме в исполнении ребенка и речи идти не может. Но постепенно малыш станет улавливать ритм, особенно если вы будете читать ему стихи, сами по себе очень ритмичные, под звуки "барабана".
Вальс-бостон
Включите приятную танцевальную музыку. Учтите, что дети не любят слишком громкой и резкой музыки, предпочитая всему классику, так что вальсы Шопена будут в самый раз.
Возьмите малыша на руки и потанцуйте с ним. Пусть даже ребенок не участвует в танце, но он улавливает ритмичные движения вашего тела, а это помогает малышу в овладении собственным телом и развивает координацию движений.
Включите веселую детскую музыку. Пусть малыш "попляшет" под нее у вас на руках: возьмите его под мышки и потихоньку двигайте на коленях вперед, назад, вполоборота направо, вполоборота налево.
Не забудьте похвалить ребенка, сказать ему, как он замечательно танцует.