Во что играть с тревожными детьми, когда все боятся вирусов
Содержание:
Не собиралась писать на эту тему. А сегодня мне прислали вопрос ребёнка, пришедшего из школы: «Мама, мы что — умрем? Мы в школе решили не чихать вообще. И задерживать дыхание». А недавно рассказали, что ребёнок во сне вдруг стал произносить слово «вирус», а ещё один — тревожно выяснял у мамы, как защититься, и не страшно ли выходить на улицу. Все эти дети — младшие школьники 7-9 лет. Возможно, активно обсуждают и переваривают взрослые разговоры. Как им помочь?
Как укрепить иммунитет, когда вокруг тревога и вирусы
В состоянии стресса наш иммунитет ослабевает. А наш иммунитет — и физический, и, наверное, в большей степени «психологический» — сейчас особенно важен. Последние годы нам показали, что мы можем контролировать намного меньше, чем казалось и чем хотелось. Мы учимся адаптироваться. И учимся создавать острова безопасности и стабильности в себе и вокруг себя.
- Дети реагируют, в большей степени, на наши невербальные сигналы. Корректнее сказать ребёнку любого возраста, внимательно в нас вглядывающегося и ощущающего фон нашей тревоги, злости, напряжения: «Я прочитала тревожные новости. Мы в безопасности. Сейчас я думаю, как позаботиться о себе и о тебе».
- Чем больше информации, тем меньше тревоги. Чем больше тревоги — тем важнее ощущать: хоть над чем-то — контроль. Тем больше потребность в действиях. Конечно, мы даём ребёнку адаптированную для его возраста информацию, которую находим в официальных источниках.
- Текущая информация касается, в большей степени, гигиены. Можно вместе с ребёнком нарисовать яркие плакаты (записки на зеркало в ванной): «Мой руки — считай до 20», во время мытья рук можно проговаривать веселую скороговорку. Написать себе на листике таблицу умножения.
Можно играть в игру «Апчхи» — я ее предлагала детям, чтоб создать привычку прикрывать нос и рот сгибом локтя, а не ладошкой. «Ведущий» произносит «апчхи» — все быстро закрывают рот и нос локтем. Тот, кто оказывается первым — становится ведущим. Придумываем новые веселые ритуалы приветствия. Здороваемся, прикасаясь локтями, плечами, пятками.
8 игр для повышения иммунитета
Игры, которые я предлагала детям разного возраста (помним, что психолог работает не вместо докторов, а вместе с докторами).
- Ниткой или шарфом вокруг ребёнка на полу выкладываем круг. Ребенок стоит в центре. Круг такой, чтоб ребёнок мог вытянутой рукой дотянуться до его «границ». Представляем, что сам круг — границы — это символ иммунитета ребёнка, «психологического и физического».
Бросаем в ребёнка подушки с разными добрыми и не очень добрыми словами и «вирусами». По принципу игры «съедобное-несъедобное». Ребенок ладошками и ногами отбивает то, что не хочет, чтоб было в этом кругу (в его «внутренней территории»). И принимает, кладёт рядом с собой то, что ему комфортно.
Эту игру я использовала с детьми, с которыми мы работали над реакцией на вербальную агрессию (дразнилки и обзывалки). И с часто болеющим детьми. Они выталкивали за круг — кашель, насморк и проч. Если вдруг подушка случайно окажется внутри круга — ребенок быстро ее может выбросить ногой или рукой.
- Берём губку для мытья посуды или мочалку. Чуть окрашиваем акварельной краской или проводим по любой пыльной поверхности. Обращаем внимание ребёнка на то, что мочалка грязна. В ванной даем ребёнку в руки и просим, чтоб он под проточной водой вымыл эту губку. Приговаривая — так и твое тело очищается. (Так мы сопровождали лечение детей с интоксикациями, аллергией.)
- Спрашиваем ребёнка — какой, по его мнению, цвет его идеального здоровья. Рисуем шаблон — контуры пряничного человечка. И просим, чтобы ребёнок зарисовал его «цветом здоровья».
- Когда ребенок кушает, представляем, что каждый продукт — не просто продукт, а волшебное блюдо. В котором каждый ингредиент несет нам какое-то важное качество, которое начинается на ту же букву, что и продукт. Например, картошка — красота, креативность; морковь — мудрость, молодость; лимон — любовь; огурцы — обаяние. Можно вообще вместе с детьми готовить и предлагать им шепотом — «магически» — называть «качество», когда мы добавляем в блюдо те или иные продукты. Тогда кулинария превращается в домашнюю магию.
- Представляем, что на уровне пупка перед нами находится застежка-молния. Складываем пальцы в щепотку и со звуком «зззззззз» закрываем молнию — поднимаем руку вдоль тела вверх. (При этом — выпрямляя спину.)
- Представляем наши иммунные клетки — как маленьких чутких воинов. С тем оружием и инструментами, которые им могут понадобиться в их работе. Можно нарисовать их бой с вирусами.
В моем детстве была игра «в Чапаева», в которой мы сбивали щелчками шашки противника. Так же можно назначить, например, белые шашки — иммунными клетками, а чёрные — вирусами. И сбить вирусы белыми шашками с доски («из тела»).
- Представить, что внутри нас появляется маленький человечек — «я сам». И отправляется в путешествие по телу в транспортном средстве, которое придумает ребенок. С теми инструментами, которые ему могут понадобиться. Дети-клиенты чаще всего выбирали пылесосы — которые впитывали в себя пыль и грязь из разных органов. Этот человечек путешествует по телу столько, сколько будет ребёнку важно.
- Детям нравятся дыхательные упражнения, в которых они вдыхают прямо из солнца — магию здоровья, и их тело становится внутри чистым и блестящим. А выдыхают — прямо в Землю то, что грязно, то, что земля может принять, и то, что станет удобрением. (Иногда для большей экологичности мы решаем отправить то, что ребёнок выдыхает, к ядру Земли.)