Сцеживание и прикладывание к груди при лактостазе. Как снять отек
Содержание:
Обычно мамы по телефону так описывают эту часто встречающуюся проблему: болит грудь, одна из долек плотная, иногда при этом бывает температура и покраснение того участка, где болит, а иногда нет, иногда вся грудь мягкая, но болит, как синяк — много всего бывает. Когда едешь на вызов, никогда заранее не знаешь, с чем придется иметь дело, потому что застой в груди может спровоцировать много факторов. Потому и помощь маме может оказаться совсем в разном, хотя общие советы все равно похожи, от чего бы ни начался сам лактостаз.
Эти две встречи произошли подряд, поэтому захотелось наглядно показать, какие они бывают непохожие — лактостазы.
Закупорка молочного протока
Первая мама — Марина. Ее сынишка Борька — уже пятимесячный крепкий бутуз, жизнерадостный, подвижный, сосет сильно и энергично. В начале кормления у них были определенные сложности, но они все преодолели, малыш всегда был не прочь поесть, поэтому поднимает его худенькая мама уже с трудом.
Начался лактостаз накануне днем — по телефону Марина рассказала, что уплотнение-шишку в подмышечной доле видно даже не прощупывая, болит, малыша прикладывает подбородком в сторону застоя, а рассосать сынишка не может — становится чуть легче, а потом снова как было. Спросила ее про режим кормлений — ничего не менялось, перерывов больших не было, не ударялась, спала удобно, травм на сосках нет. Вот только топик новый надела первый раз, там плотные резинки, да Боря как-то неудобно ночью сосал — даже забирала у него эту грудь, так неприятно стало.
Осматриваю уплотненную дольку — мама сказала, что она как встала вчера, так она и не уменьшилась. Молокоотсосом сцедить тоже не получилось, а руками Марина не умеет, было еще больнее. Внимательно рассмотрела и сосок, т.к. появилось у меня одно предположение, но ничего подозрительного не нашла.
Стали учиться с мамой сцеживаться. Ведь при застоях именно руками можно целенаправленно сцедить проблемную дольку, поставив палец на границу ареолы напротив нее. Сначала у Марины не очень получалось, пальцы соскальзывали, вытекали редкие капли, но потом дело пошло, забрызгали струйки молока, мама чередовала массажные и сцеживающие движения, потом мы приложили прохладный компресс из мокрой пеленки. Только упрямая долька никак не поддавалась. Но вот минут через двадцать работы появилось на соске то, что я искала в самом начале — белая точка! Причем она появлялась, когда мама делала сцеживающие движения, и пропадала, как только она переставала сцеживать.
Бывает так, что выход молока из одного протока «закупоривается» по разным причинам — например, когда малыш взял грудь неглубоко и при сосании перекрыл выход из протока языком или пережал десенками. Тогда отток молока оттуда прекращается — выход закрыт, как пробкой. И нужно эту пробочку протолкнуть к выходу. А у Марины то место, где должна быть «дырочка» на соске, оказалось перекрыто тонкой пленкой кожи. И эта пленка не давала молоку выхода из протока, даже сильный Борька не мог ее рассосать, хотя обычно большие малыши с такой проблемой справляются. Причем просто так эту белую точку видно не было, а только когда мама усиливала давление в протоке при сцеживающих движениях.
Посоветовала Марине размягчить кожу соска в душе и постараться подцепить чем-нибудь эту тонкую чешуйку кожи. Вскоре из ванны раздалось радостное «Ура!», и Марина вышла, зажимая грудь ладонью — из нее часто-часто капали почти прозрачные капли молока. Минут через десять сцеживания уплотнение сдулось буквально на глазах, боль ушла, грудь стала мягкой. Для закрепления эффекта приложили из-под руки мальчика, он старался вовсю — заскучал, пока мама в ванной была.
Оставила рекомендацию прикладывать пока малыша несколько дней подбородком к проблемной дольке и смазывать кожу увлажняющим кремом на основе ланолина, чтобы на коже не образовалась корочка и снова не перекрыла проток. На следующий день Марина перезвонила — грудь мягкая, сосок не болит, Боря сосет исправно. Ну и хорошо, что все хорошо.
Неправильное прикладывание к груди
Вторая мама — Евгения, вызов был буквально на следующий день, тоже лактостаз. И тоже мальчик, Ярослав, но ему только 3 недели. Вечером по телефону мама жаловалась на боль в нижней части груди, ближе к центру, температура, общее некомфортное состояние со вчерашнего вечера. Утром вызвала скорую, врач сказала — лактостаз, показала, как сцеживаться, и уехала.
Я спросила, есть ли травмы сосков (это стандартный вопрос при вызове на эту проблему) — Женя подтвердила, что есть трещины на сосках, с самого роддома кормить больно, малыш не берет грудь глубоко. Ага, есть направление, в котором можно работать. Так как был уже поздний вечер, я дала Евгении рекомендации, что делать до моего приезда, чтобы ситуация не усугубилась, и мы договорились на встречу утром.
К моему приезду с лактостазом мама с Яриком практически справились: грудь была мягкой, температура снизилась почти до нормы, только в месте застоя было небольшое покраснение и уплотнение (мама сказала, раза в три меньше, чем было вчера). Причем это были остатки отека, а не застой уже, молоко из этой дольки вытекало хорошо, обычного цвета. Немного поправили постановку пальцев при сцеживании, но в целом сцеживаться руками у Евгении получалось довольно ловко, врач из скорой помощи правильно показала, на мое удивление.
А вот с сосками у мамы довольно грустная история — трещины на правом и левом, потертости, ссадинки. Причем она говорила о травмах достаточно спокойно, думала, что в начале так и должно быть, терпела. Бывают такие мамы-стоики. Но малышу-то уже три недели! Столько терпеть не каждая сможет. Такой тихий материнский подвиг. И как жаль, что боль при кормлении многие мамы считают нормой и ничего не пытаются с этим делать.
Пока мы с Женей разбирались с грудью, Ярослав спал на руках у папы. Но проснулся очень вовремя и захотел поесть. Мама дала грудь. Тут стала понятна причина травм — малыш почти не открывал ротик, всасывал немного сосок, как макаронину, энергично чмокал и при этом подворачивал нижнюю губу. Никакая кожа этого не выдержит.
Договорились с Женей, как дается грудь складочкой для удобного захвата, поменяли руки, папа принес подушек, чтобы усадить маму удобно. Немного поуговаривали Ярослава все же открыть рот и — оп! — мяч в корзине, то есть грудь попала наконец-таки глубоко в рот мальчику. Он немного удивился, но засосал вдумчиво, глотал долго, наконец начал прикрывать глазки, намереваясь заснуть.
Мама с папой очень удивились и обрадовались. Рассказали, что обычно малыш больше часа висел на груди, не засыпал, приходилось его носить и укачивать с пустышкой, он задремывал немножко, но просыпался уже через полчаса и снова хотел есть.
Женя сказала, что сейчас было больно только в момент прикладывания, а пока сосал — нет. Ну и отлично. Пока главный герой не заснул, быстренько переложили в другую позу для кормления, чтобы Женя научилась удобно кормить в разных положениях. Это еще и хорошая стимуляция груди, и возможность поменять угол захвата для заживления трещинок, и профилактика лактостазов, что для них актуально. Ярик пососал еще немного и заснул.
Пока он доедал, пытались с мамой понять, что же спровоцировало ее застой. Это важно для того, чтобы ситуация не повторилась и не усугубилась. В целом, факторы были: Женя пыталась кормить по часам, выдерживая трехчасовые перерывы, малыш брал грудь неглубоко, мог регулярно пережимать языком выход из протока, да и травмы сосков на протяжении трех недель — как открытые ворота для инфекции. Обсудили частоту кормлений, еще раз поговорили про глубокое асимметричное прикладывание подбородком к бывшему застою, про заживление трещин.
Я ответила еще на много вопросов от серьезного папы, нежно качающего сынишку на руках. И тут Женя начинает надевать бюстгальтер (была просто в просторной футболке), и я вижу, что он на косточках, и косточка упирается аккурат в то место, где лактостаз и случился. Показала маме — она очень удивилась. Даже не думала о том, что постоянное давление жесткой пластмассы в одну точку может вот так закончиться...
Перезвонила через два дня — трещинки заживают, сын наконец-то стал спать, грудь не беспокоит, новое белье купила.
Вот такие они бывают, лактостазы. И это только два варианта, а сколько еще разного попадается. Эти умницы-мамы еще не успели навредить себе травматичными расцеживаниями, днями без питья, греющими компрессами со спиртом или мазью Вишневского, переводом малыша на смесь и бутылку, после которой они грудь отказываются брать, — много всяких советов можно встретить в сети.
Вместо этого они нежно массировали грудь, правильно сцеживали руками, прикладывали малышей подбородком к месту застоя, использовали прохладные компрессы, чтобы убрать отек, пили по жажде. Обычно все это помогает в течение нескольких дней справиться самостоятельно. Ну, а если не справляетесь — зовите, мы поможем.