Как проходит консультация по организации грудного вскармливания
Бывает, я говорю взволнованным мамам и их чересчур обеспокоенным родственникам: грудное вскармливание — это естественный процесс, надо ему только не мешать, а если возникли трудности — вовремя помочь, не дожидаясь, пока ситуация усугубится. К сожалению, чаще всего консультанты этого самого естественного процесса не видят. Мамы зовут нас, когда уже все грустно: большие трещины, из-за которых больно кормить, или мало молока, или малыш уже научился неправильно сосать, а то и вовсе отказался от груди и предпочитает бутылочку.
Но появляются мамы (и их становится все больше), которые хотят, чтобы эти сложности их не коснулись. Прочитав за время ожидания малыша массу противоречивой информации из всемирной паутины, выслушав бабушек, подруг, врачей в женской консультации и окончательно запутавшись, они звонят сразу после рождения малыша и говорят: "Помогите нам сделать правильно!". На нашем профессиональном сленге такая консультация, затрагивающая основные и наиболее важные аспекты в кормлении грудью, называется ОГВ: организация грудного вскармливания. Как правило, приглашают на нее в первую неделю после рождения малыша.
Обычно это самые простые, но такие важные сведения и навыки: как выглядит правильное прикладывание (с обязательным обучением мамы это делать своими руками со своим ребенком), обучение кормлению в разных позах (в колыбельке, перекрестной колыбельке, из-под руки, лежа, расслабленное кормление), обучение эффективному нетравматичному ручному сцеживанию, прочая информация по кормлению грудью (как часто, как долго, смена груди и т.п.). И довольно часто — основные моменты ухода за малышом, если успеваем: как купать, спать, гулять, надо ли пеленать и т.д. Ну, и ответы на бесконечные мамины вопросы.
Аня попросила к ней приехать прямо в роддом. Уже достаточно давно в Москве в роддомах появились коммерческие отделения со свободным посещением, куда можно прийти практически в течение всего дня. В таком и родилась малышка Василиса — очаровательный младенец трех с половиной килограммов весу, с приличной шевелюрой на голове и философским характером.
Когда я пришла, она как раз была не прочь покушать. А молоко у мамы уже пришло, так что нам его хватило даже все основные позы у груди показать. Жаль, что в палате почти нет подушек, которые так помогают кормящей маме с малышом сесть удобно, но мы использовали все, что попалось под руку — стопки пеленок, мамину подушку, пачку памперсов, — и расположили-таки их с комфортом.
Для мам одно из больших открытий при прикладывании — это правило "не грудь к ребенку, а ребенка к груди". Аня радостно воскликнула: "Так же гораздо удобнее, и дочка сразу хорошо захватывает грудь! Как же я сама не догадалась!". А как мама может догадаться, если очень часто ее новорожденный малыш — это первый ребенок, которого она держит на руках, и она сама ни разу не видела, как кормят грудью...
Потом Василиса наелась и заснула. И тут как раз набежали врачи со взвешиваниями и прослушиваниями, спросили, как у Ани с молоком, разбудили Василису, но она не заплакала, а с удивлением поглядывала на тетей в белых халатах. Тетям ее прибавка в весе понравилась (ну еще бы, она так старательно и вдумчиво ела последние полчаса), они ушли по палатам, и дальнейшая наша беседа сопровождалась возмущенным хором разбуженных младенцев. Василиса же, еще немного пососав, спокойно заснула дальше.
А мы с Анной в это время учились сцеживаться руками. Она удивлялась, что нужно просто найти нужные "кнопки", молоко будет брызгать струйками, а больно не будет совсем. Собственно, на эти самые точки и нажимает малыш своим язычком, когда "сцеживает" молоко себе в ротик, и маме в это время тоже не больно. Если больно — это признак того, что с прикладываем что-то не так.
А потом около часа я отвечала на Анины вопросы и рассказывала сама. Про сон, купание, как носить на руках, про питание кормящей мамы и хранение молока, про докорм из "несосательных" предметов (если маме вдруг надо отлучиться) и профилактику застоев молока и про многое-многое другое. Можно бы (и есть о чем) говорить дольше, но обычно больше двух (ну, иногда трех) часов устают и мамы, и малыши, особенно только что родившие и родившиеся. Все, что будет сверх того, чаще всего не отложится в памяти. Но я же всегда на связи со "своими" мамами, поэтому если вопросы возникают, то всегда можно спросить по телефону и электронной почте.
Под конец беседы снова проснулась Василиса, Анна уже сама ловко и уверенно приложила ее к груди. Василиса прекрасно и широко открывала ротик, сосала сильно, долго, не беспокоилась. А все потому, что с рождения была рядом с мамой, не разлучаясь, и кроме груди ей в рот ничего не попадало — ни бутылочек, ни пустышек. Это очень важно!
Так, обнявшихся и довольных друг другом, я их и оставила. Аня перезвонила на следующий день, когда они уже были дома. У них все хорошо.
Так приятно бывает выйти с такой консультации на улицу, вдохнуть свежий воздух, улыбнуться. А бывает и совсем по-другому — выхожу и чувствую себя выжатым лимоном, в тряпочку, если консультация была сложная, проблем сразу много, и их коррекция занимает не один день и даже не одну неделю. Все наладится, в конце концов, но скольких трудностей можно было бы избежать, если поймать ситуацию в самом начале. А лучше — если она даже не успеет возникнуть.
Я не говорю, что без консультанта мама сама кормить не сможет. Сможет, конечно! Но если нет уверенности, что все идет хорошо, если только появилась боль в сосках, или если малыш начал беспокоиться под грудью — очень прошу, не доводите ситуацию до трещин или отказа от груди...