Вы когда-нибудь слышали отчаянные восклицания молодой мамы "Ребенок использует меня как пустышку!", "Я работаю соской!" и тому подобные? Наверняка слышали или даже произносили сами. И таких мам, несомненно, можно понять! Они устали от монотонности ухода за малышом, от того, что, как им кажется, теперь их распорядок дня — это распорядок для ребенка и никак иначе.
Молодых мам часто посещает мысль, что новорожденный младенец их использует — плохо спит или не спит совсем, никуда от себя не отпускает, в то время как мог бы и побыть один. Мамы начинают раздражаться от одной мысли: "НАДО позаниматься с ребенком!". У них, как им кажется, нет времени на себя, вся их жизнь направлена на удовлетворение младенческих потребностей, жизненно важной необходимости малыша... быть рядом с мамой! Именно! Вот так просто и недвусмысленно: быть с мамой!
А теперь посмотрим на жизнь пары мама-малыш глазами ребенка. Детки с рождения не ходят по аптекам и магазинам, не читают брошюр и журналов, они не в курсе существования сосок и возможности их использования — и маму они не используют, а удовлетворяют свои естественные жизненные потребности: в сосании материнской груди, в контакте с мамой, в ее ласке и любви. Они любят маму, ценят ее, мама для них — надежный тыл, защита. Мама всегда поможет, согреет, накормит, приласкает, с мамой хорошо и спокойно, мама для малыша — весь мир!
А как же общаться с миром, который пока воплощает мама, если ты так мал, беззащитен и слаб, если ты еще толком ничего не умеешь, почти не видишь? Видишь-то не дальше и не ближе, чем на расстоянии от маминой груди до ее лица... А ведь и это неспроста!
Природа из всех умений дала новорожденному младенцу не так уж много, но она дала ему главное: желание быть с мамой и умение маме это показать. Что это? Поисковый рефлекс! Малыш с рождения умеет искать и просить мамину грудь. Надо просто рассмотреть это его желание и понять, что для первых месяцев жизни младенцу жизненно необходимо получать грудь по первому требованию. Еще важно знать, что рождаются малыши с поисковым и сосательным рефлексом, а вот научить их правильно захватывать и сосать материнскую грудь — мамина задача.
Малыш до
Во время сосания малыш получает успокоение, ощущение мамы рядом, питание, питье, возможность опорожнить кишечник или пописать (такова младенческая физиология), малыш согревается, общается с мамой, чувствует ее кожу, слышит ее сердце, ее голос, лежит в привычной для него позе... На что это похоже? На пребывание младенца у мамы в животике!
Малыш девять месяцев был не просто с вами, он был внутри вас, он был частью вас. Он получал еду и питье, когда хотел, ощущал мамино тело, всегда слышал мамино сердце и даже во сне — мамин голос, двигался вместе с мамой и, как это ни покажется странным, — участвовал во всех маминых делах. Малыш жил с мамой маминой жизнью — просто немного измененной для его и маминого комфорта и безопасности. Так почему все это должно закончиться или резко измениться с рождением?
Природой задумано так, что человеческий детеныш, в отличие от животных, рождается практически беспомощным. Как только все внутренние системы его организма готовы существовать вне маминого тела, когда он готов получать пищу через рот и переваривать ее, дышать воздухом — он рождается. Но он не готов стоять или даже сидеть, не говоря уже о ходьбе; ручки не слушаются; даже головку малыш самостоятельно держать не может... Однако он уже достаточно большой, что бы находиться в животе у мамы, и если он там еще задержится, то просто не пройдет через родовые пути.
И только примерно в
Итак, получается, что рождаясь на свет, малыш еще несколько месяцев нуждается в своеобразном донашивании, только уже не внутри мамы, а снаружи. Смешно звучит? Вспомните, как младенцы крепко цепляются за маму. Почти все детки норовят довольно ощутимо таскать маму за волосы... Ручки еще не умеют толком хватать предметы, а держать и гладить мамину грудь во время кормления — способны. И маме остается просто отзываться на желание малыша быть поближе к маминому телу, к маминому теплу.
Поверьте — малыши отвечают благодарностью. С мамой или близко к ней они спокойнее засыпают и спят. И даже подстраиваются под мамино дыхание, что ограждает их от риска остановки дыхания во сне. Не все детки засыпают, просто лежа рядом с мамой, и тут опять на помощь приходит воспроизведение состояния "как у мамы в животе": укачивание — ритмичные, но мягкие движения у мамы на руках в такт маминым шагам. У деток несовершенны процессы терморегуляции, и без маминого тепла они часто легко замерзают, что может привести к судорожному состоянию и даже остановке дыхания. С мамой младенцы меньше устают и нервничают при посторонних: малыши чувствуют отношение мамы к чужим людям и перенимают его. На руках у мамы детки спокойнее реагируют на новую обстановку и даже новые громкие звуки. Мама же всегда защитит!
Как же маме оставаться собой, продолжать заниматься привычными делами по дому, если малышу постоянно требуется ее внимание? Оказывается, довольно несложно! С рождением малыша многие мамы выводят для себя простую, но отлично работающую формулу "ребенок при маме". Ее еще можно назвать "не мама с ребенком, а ребенок с мамой". То есть малыш с рождения приучается выполнять вместе с мамой все домашние дела, активно участвовать в занятиях мамы как дома, так и вне его. Тут маме может помочь перевязь для ношения ребенка (слинг) или эргономичный рюкзачок. Малыш располагается в них физиологично, получает возможность постоянно быть рядом с мамой, при этом у мамы свободные руки и она практически так же мобильна, как и без ребенка на руках.
Сначала малыш просто смотрит на все, а мама постоянно рассказывает, что она делает. Потом ребенок привлекается к помощи, причем поощряется любое стремление поучаствовать в процессе, даже если маме кажется, что малыш мешает. Для малыша это поначалу скорее игра, но осознание "Я помогаю маме!" уже присутствует. Примерно к полутора — двум годам кроха вполне самостоятельно выполняет несложные, доступные ему дела, а в тех, с которыми полностью может справиться только мама, продолжает активно и уже очень ощутимо помогать. Во время кормления или укладывания, как один из вариантов, вполне можно читать себе или старшим детям.
Таким образом, к ночи мама меньше устает, и ей уже не так остро требуется "собственное время". И не потому, что мама освобождается от каких-то своих дел или ухода за младенцем, а потому, что она внутренне расслабляется, отвлекается от мысли "должна позаниматься с ребенком!", и ее домашний день проходит почти так же, как до рождения малыша.
Так стоит ли раздражаться на малыша, который хочет постоянно быть вместе с мамой? Стоит ли объяснять детке, что "мама не соска", если он и так знает, что мама не соска, а мама? Ведь Мама — самая замечательная, самая ответственная, самая легкая и самая трудная, самая естественная профессия на свете!