Ребенок после кесарева сечения: как можно больше носите на руках
В развитии ребенка, становлении личности невозможно убрать ни наследственность, ни влияние семьи и социума. Роды - одно из событий, которое оказывает влияние на человека, на его системы: на тонус, рефлекторную сферу, сенсорные системы.
Дети все разные. К родам маленький человек уже подходит индивидуальным. Но при этом есть и общие закономерности. Можно ли сказать, что при родах со стимуляцией все дети будут одинаковы? Нет. Но это не говорит о том, что нет общего. Роды со стимуляций влияют на кровоснабжение мозга. У всех детей возникают из-за этого проблемы? Нет. Но это зона риска и её нужно оценить. Не случилось - живем дальше. Соглашаться на стимуляцию или отказываться? Часто это спасет жизнь ребенку. Ответ очевиден.
При кесаревом сечении история сходная: как минимум ребенка уберегли от серьезной патологии. Но при этом возникают нюансы. Главное, что я хочу сказать, что при наличии любого влияния - это влияние оказывается на сферы, которые вполне поддаются «воспитанию».
- Что все-таки у кесарят общего?
- Я много держал в руках детей-кесарят. В какой-то момент я брал в руки ребенка и спрашивал у мамы: «Кесарево сечение?» И она отвечала: «Да». И я понял, что если я могу это почувствовать, значит, эта взаимосвязь есть. Потом я стал продумывать, в чем же эта взаимосвязь.
Это однозначно сниженный рефлекторный ответ, особенности тонуса. Маме самой это определить практически невозможно, поэтому я упущу эти моменты. То, что видят родители, - это поведение ребенка после кесарева сечения и его взаимодействие с окружающими. И это выглядит приблизительно так: это человек, который все доводит до пика. Эти дети требуют и телесных, и эмоциональных гиперощущений.
И самая большая проблема – это жизнь в быту. Они, как правило, очень умные, и с точки зрения осознанности очень хорошо все понимают. Но когда дело доходит до того, чтобы включиться в какую-то деятельность, особенно новую, это происходит через сопротивление.
Я для себя это объясняю так: когда ребенок не получил прохождения по родовым путям, не прошел сопротивления и, в общем, не начинал жить, у него мир во время родов на него обвалился. Теперь для того, чтобы ему включиться в какую-то деятельность, он просит, чтобы мир на него обвалился заново.
Это не значит, что другие дети себя так не ведут, но кесарята ведут более выраженно, и это обращает на себя внимание.
- А что делать?
- В самом начале – это очень мощные тактильные ощущения. Мощные – это значит максимально покрывать площадь тела. Если это обнимашки и растирания, то это не отдельные участки, а весь ребенок целиком.
- То есть пеленать?
- Пеленать – это статическая ситуация и тоже очень помогает, чтобы ощутить границы собственного тела: эти дети не проходили родовые пути, границы собственного тела не сформированы. Поэтому пеленать – да.
Но если мы говорим о массаже, то это могут быть сжимания с ответной реакцией – в кавычках можно это назвать симуляцией схваток. Просто массаж – отдельно ручки, отдельно ножки – это скорее нет, чем да.
С точки зрения включения всех систем, в т.ч. и сенсорного аппарата – это ношение долго в одном положении при выводе из состояния равновесия. То есть вывели из состояния равновесия, и он отреагировал, определил это, перенесли, наклонили в другую сторону – отреагировал. Нужно, чтобы отреагировал достаточно внятно. Маленькие дети обычно реагируют всем телом. Они по-другому еще не умеют.
И этих детей нужно – скажу абсолютно – «сутки на руках носить». Они тогда считывают и выстраивают свою телесность с помощью матери. Это очень важно, это для всех детей очень важно, а для кесарят особенно важно, чтобы ребенок максимальное время находился на руках – в активном состоянии однозначно. И если это с самого начала сделать – это дает серьезные результаты.
Если говорить о детях постарше, то можно маниакально вырабатывать новые привычки – в еде, в одежде, потому что такая ситуация – дотронуться до нового – у них некоторый барьер. И если в семье это заведено, то у ребенка не возникает вопроса попробовать новое блюдо. Там, где в семье есть привычные вещи, и они очень жесткие, например, круг общения – необширный, то такой ребенок, придя в детский сад, выбирает себе определенный круг общения и не расширяет его. Если это понимать, то это достаточно быстро компенсируется.
Они как правило очень умные. Потому что выживать как-то нужно, и делают они это не за счет собственных ощущений, а за счет осознания.
И с этими детьми очень важно проговаривать и составлять план. Мы сейчас пойдем вот туда, а дальше будет вот так, вот так и вот так. Даже если это не будет на 100% соответствовать плану, они себя прорабатывают, и дальше им легче приспосабливаться.
Очень помогает этим детям активно жить. У меня есть история про семью, которая за несколько лет переехала не просто из квартиры в квартиру, а глобально сменила место жительства – это Москва, Крым, Краснодарский край, обратно Москва. И девочка-кесаренок, со сниженным тонусом, с такими особенностями приспособления, не без проблем, выработала собственные способы компенсации приспособления к новому. Мама рассказывала, что каждый раз это происходило быстрее, легче. Она очень переживала, что для ребенка это стресс, но я сказал, что таким образом она дала возможность ребенку быстрее скомпенсироваться.
Итак, роды - это важно, но это только старт. Есть много возможностей и способов, которыми можно поправить ситуацию, если для вас это необходимо. Эту роль в моем детстве выполнял двор. Именно во дворе, играя в дворовые игры, мы многое компенсировали. На данный момент двора нет, но от этого инструменты не стали сложнее. Простыми способами можно помочь ребенку. Это могут сделать родители, это могут сделать в секции и кружке. Нужно только дать возможность ребенку выбирать, как мы выбирали сами, перебегая из кружка в кружок в Доме пионеров. Это стало затратно по времени, но возможно.
Беседовала Ольга Коровякова