Для тех, кто сидит с ребенком и работает на дому.
Скажу сразу — я оказалась совсем неспособной "флай-леди", хотя эта система мне страшно нравится, пока я о ней читаю. Мне кажется, там не предполагается, что у «леди" могут быть дети — тогда все ваши планы и распорядок летят сами понимаете куда. К тому же я не люблю метаться между делами, а предпочитаю делать все спокойно и до конца, по возможности (15 минут помойте, 15 минут почитайте). Да и смотря что читать — то, что читаю я, за 15 минут не разгрызешь.
Еще один минус — я все держу в голове, и совет записывать любой план, даже самый незначительный, привел к тому, что утром я впадала в уныние, видя список из 40 дел в ежедневнике.
Подозреваю, что я изобрела велосипед (если не колесо), но вот такие принципы сформулировались у меня и довольно успешно выполняются.
Разделить все дела на три группы по следующим параметрам:
1. По участию в них ребенка:
- те, которые вам необходимо сделать без ребенка (у меня здесь — сидение за компьютером);
- те, в которых участвует ребенок (вы протираете пыль, и он бегает с тряпкой);
- поручения, которые можно доверить ребенку, и он сделает это без вашей помощи (могу сказать, что такие дела находятся уже для малыша полутора лет, а уж к двум с половиной ребенок может самостоятельно очень много!).
2. По срочности:
- дела, которые вам необходимо выполнять ежедневно, что бы ни случилось (например, приготовить обед, полить цветы, покормить домашних животных);
- дела, которые желательно сделать именно сегодня. Если не успевается сегодня — то в ближайшие дни;
- дела, которые можно сделать сегодня, если вдруг окажется свободная минутка.
3. Многим этот пункт покажется странным, но мне он необходим: по степени привлекательности для меня. Я быстрее и лучше справляюсь с тем, что мне нравится, поэтому такие дела откладываю на вторую половину дня, когда я уже уставшая. А с утра, в боевом расположении духа, проворачиваю то, что сложнее и противнее. Итак:
- то, что совсем делать не любите, но это надо;
- то, что вполне терпите;
- то, что любите и что доставляет вам удовольствие — такие еще хорошо приберечь для приливов плохого настроения.
Распределили все, что нам надо? Теперь организовываем время.
Как известно, многое в наших действиях зависит от установки. Подсознание руководит нами, и надо постараться убедить себя, что вы владеете временем, а не наоборот (если вы только не ссорились с ним, как Шляпник). Человек успевает только то, что хочет успеть — все зависит от вашего выбора.
Что значит для меня организация времени:
- Постановка нереальных сроков. Например, вам нужно сдать какой-то материал к концу апреля. Вы ориентируетесь на начало марта — тогда будет уйма "запасного" времени на случай поправок, форс-мажоров (ребенок болел — вообще не работали) и т.п. К тому же это очень помогает людям, привыкшим делать все одним махом в последний момент. Нужно мысленно "приблизить" этот момент.
- Я не трачу времени понапрасну. (Поэтому у нас нет телевизора.) То, что мне не нужно, не доставляет пользы, удовольствия, отдыха, радости, — исчезает из списка занятий. Я не читаю пустых книг, женского глянца и т.п. При этом я могу полчаса рассматривать с дочкой распускающийся тюльпан или просидеть сколько угодно над муравьиной тропкой.
- Обязательно "ничегонеделанье", хотя бы 5 минут в день. Валяйтесь с ребенком на кровати, смотрите в окно и т.п. Человек, который не умеет остановиться и отдышаться, далеко не уйдет.
- Иногда я позволяю себе отменить ни с того ни с сего любой план. Просто так. Потому что я решаю, что делать и когда, а не расписание мне диктует. Считаю это важной составляющей разумного отношения к собственному времени — человек должен уметь быть свободным при любой нагрузке.
- Я рационально использую время, отведенное на работу. Я провожу за компьютером примерно от 2 до 4 часов в день. Если бывают авралы, иногда прошу мужа вечером забрать ребенка на прогулку или в магазин, но это бывает редко. А так — дневной сон ребенка плюс иногда мне удается прокрасться к компьютеру, пока куклы под предводительством дочери пьют чай. Понятное дело, что при таком количестве времени в день, если я буду сидеть у компьютера и долго соображать, то много не наработаю. Поэтому я в течение дня за разными рутинными делами продумываю тексты и печатаю их уже почти в чистовом виде. Так же "в уме" проговариваю лекции и, получив время за компьютером, просто записываю готовый текст. Очень развивает память, кстати.
Организация и использование собственных ресурсов.
Что это значит для меня?
- У меня нет другого выхода, как уметь думать параллельно о нескольких вещах. Это не так сложно, как кажется. Иногда приходится сочинять какой-нибудь текст и параллельно обдумывать чей-то вопрос. Это тяжело первые несколько раз...
- "Работникам умственного труда", разумеется, легче — они могут заниматься своей работой в любое время за любым делом, думать-то никто не мешает! Людям, которые должны что-то производить руками, сложнее управиться с делами при наличии маленького ребенка. Могу сказать, что пока моя малышка была совсем крошечной, я научилась вязать с ней на руках (или в слинге), пока она спала — другого выхода не было. Так что тоже можно найти способ.
- Если "работа не идет", ступор и т.п., а отложить дело не получается, то я занимаюсь хотя бы тем, что отдаленно и косвенно связано с темой. Например: не пишутся тексты про рисование — я просматриваю или обрабатываю детские рисунки, читаю литературу, рисую сама в конце концов.
Правильное отношение к результатам.
- Умение проигрывать. Даже если после долгих усилий ничего "произвести" не удалось — примите это как положительный результат. Иногда человек проходит больше всего там, где ему казалось, что он стоит на месте. (Это верно при условии, что вы вообще занимались работой, а не закинули все дела в дальний угол.)
- Оценивать достигнутый хотя бы крошечный результат в сравнении с исходной позицией. Тогда, если вы думаете, что за сегодня "ничего не успели", оглянитесь на первую точку, и увидите, какой маршрут пройден.
- Иногда приходится оценивать усилия, а не результат, и верить, что он непременно будет!
Главное правило: заниматься своим любимым делом, к которому лежит душа, невзирая на связь с прошлым образованием, отсутствующим опытом в этой области и прочими условиями. Я понимаю, что не всем повезло самоопределиться до поступления в вуз, и окончил человек что-то ради диплома, а потом увлекся противоположной профессией. Но уж если увлекся — то и нужно этим заниматься, прилагая старания! Любимое дело, принимаемое человеком, организовывает все: и способности развиваются, и время находится, и самообразование идет, и т.п.
Удачи!