Как ребенок начинает ходить? Чему научить его, чтобы не было травм?
Лучший способ научить ребенка ходить — не мешать ему. И большинство детей действительно успешно самостоятельно справляются с этой задачей: природа обеспечила их всем необходимым для ее решения. Тем не менее, некоторые сталкиваются с трудностями в освоении ходьбы. Причины могут быть разные: пропустили предыдущий этап ползания, начали пытаться ходить, но еще не умеют сидеть...
Первое, на что нужно обратить внимание — безопасность ребенка. При первых вставаниях на ноги возможно падение навзничь. Происходит рефлекторное напряжение, и ребенок может, упав на спину, удариться головой. Неприятная история.
Для минимизации рисков нужно научить ребенка сидеть, а если он этого не умеет и уже пытается встать, то лучше немного притормозить его порыв. Ребенку, конечно, хочется вставать, ведь стоя он видит значительно больше и дальше, а это интересно, да и родители радуются такому поведению.
Но сидеть — не единственный необходимый навык. Очень важно, чтобы ребенок умел крутиться, сидя на попе, вокруг себя. Это потом помогает при падении назад, если не поскользнулся, сесть на попу. С учетом маленькой высоты и наличия практически у всех детей памперса (который работает амортизатором) такое падение не критично.
Сначала ребенок встает и держится за опору двумя руками. Он просто стоит и ощущает это положение. Тут ничего не нужно специально делать. Даже если ребенок встает на обе ноги сразу (что неправильно), не нужно его немедленно переучивать. Пусть некоторое время попробует так, и он очень скоро начнет выставлять одну ногу — вставать на нее — приставлять вторую. Если продолжает вставать на обе и не хочет вставать через одну, то можно попрыгать с ребенком. Дети часто держатся двумя руками и приседают. Можно это делать под музыку: так веселее.
Как только попрыгал — готов обучаться опускаться обратно на четвереньки. Это тоже важный момент. Если не обращать на него внимания, то вы будете привязаны к ребенку: он увидит интересный предмет и будет просить пустить его на четвереньки, чтобы до него доползти. О том, как научить ребенка делать это самостоятельно, немного позже.
Дальше начинается этап, от которого у родителей может закружиться голова. Ребенок практически одновременно начинает ходить приставными шагами вдоль опоры и, стоя, отрывать от нее одну руку. Вот именно в этот момент, когда он умеет держаться только одной рукой, его можно начинать обучать самостоятельно опускаться на «землю». Не раньше. Это просто: если ребенок стоит у дивана, на котором лежат игрушки, их нужно переложить на пол и немного помочь до них достать. Чему учится ребенок на этом этапе?
- Опираться на три точки, так что одна рука освобождается для игры.
- Разворачивать корпус, но ноги при этом стоят на месте.
- Самостоятельно опускаться вниз, а не просто плюхаться на попу. Помните о важности умения крутиться, сидя на попе? Оно и дает ребенку возможность развернуть корпус и не потерять равновесие, так как у него уже есть навык скручивания позвоночника в вертикальном положении. Если его не было, то такое движение ребенка может привести к потере равновесия. Именно в этот момент дети часто падают и получают травмы.
Дальше ребенок начинает ходить лицом вперед, держась за опору одной рукой. Опускается на «землю», наклоняясь и немного приседая. А стоя на месте, он вдруг отрывает и вторую руку. Стоит и руками не держится. Опять очень полезно уметь плюхаться на попу: потеря равновесия не вызывает у ребенка стресса, он просто сгибается пополам и уже сидит. Очень помогает в это время потанцевать с ребенком под музыку. Он в танце немного приседает и делает свои колени мягкими в положении стоя. Держится за ваши руки и «виляет хвостом» — это помогает сделать мягче тазовый пояс.
Без опоры ребенок опять учится ходить сначала приставным шагом и короткими перебежками перемещается от одной опоры к другой. Раньше такое случалось, если он мог держаться за одну, а до другой дотянуться. Теперь он может это сделать, отпустив обе руки. Я думаю, вы уже и раньше закрепили ящики и дверцы, чтобы они не открылись, когда за них возьмется ребенок. Но теперь это еще важнее.
Дальше ребенок перебегает от одной опоры до другой лицом вперед. Руки, как правило, при этом вытянуты вперед. Ребенок еще не умеет поменять направление и остановиться. Он бежит от и до. Вот только сейчас без потерь можно водить ребенка за обе руки и начинать наматывать первые метры. Если это делать раньше, то можно пропустить некоторые важные предшествующие этапы. Ребенок получает удовольствие от ходьбы и мучает родителей этим. Берегите свои спины и не торопитесь.
Отходив немного, ребенок научается вставать на ноги без опоры и делать первый шаг не от опоры. Но пока только до того места, за которое можно схватиться. Если не доходит, то опускает руки и встает на них. Потом опять поднимается и продолжает движение. Можно сказать, что уже пошел.
Дальше он начинает скручивать таз и выносить ногу вперед, а не ходить как косолапый мишка. Так дети бегают от мамы к папе, раскачиваясь. Немного позже ребенок научается менять направление и останавливаться. Вот теперь можно сказать, что умеет ходить.
Если вы пройдете все эти этапы, то не надо будет ребенка водить много.
Как держать ребенка во время ходьбы? Если вы пройдете все этапы по порядку, то в этом не будет нужды (разве что немного придерживать для собственной уверенности и спокойствия). Придерживать можно в любом удобном для вас месте.
Вот приблизительно так я знаю последовательность освоения любого моторного навыка. На консультации родители получают от меня часто только одно-два упражнения на определенное время, чтобы помочь ребенку самостоятельно развиваться. Это может помочь избежать травм и продвинуть ребенка вперед.