Психолог Ольга Писарик – о том, как теория привязанности улучшает отношения с детьми
Содержание:
Заканчиваем публикацию интервью, которое дала психолог Ольга Писарик Татьяне Арбузовой, обозревателю сайта «Сознательно.ру». Сегодня – о том, как относиться к школе и детскому саду, отталкиваясь от теории привязанности, и о причинах аутизма.
В чем причины аутизма
Татьяна Арбузова: В России до сих пор очень мало известен и понятен термин «высокочувствительный ребенок». Кто они — эти самые высокочувствительные дети?
Ольга Писарик: В нервной системе человека есть так называемая система фильтрации входящей информации. В норме мозг способен перерабатывать 3-5% информации, которая в него поступает. Остальное фильтруется. Фильтруется то, что мозгом считается неважным для того, чтобы сосредоточиться на важном. То есть ребенок даже из большого количества звуков услышит мамин голос, а мама среди большого количества звуков всегда услышит голос своего ребенка. И если система фильтрации информации работает, то мы говорим о нейротипичности человека.
Если у вас система фильтрации информации работает нормально, то при слишком большом объеме информации вы просто отключаетесь. По идее мозг так должен работать у всех. Но есть сбои. Почему они происходят – никто не знает. Есть сбои именно в системе пропускания информации. И сбои эти могут быть от минимальных и до очень серьезных.
За систему фильтрации отвечает ретикулярная активирующая система - это одна из наших нервных систем. Гордон Ньюфелд считает, что настраивается она во время родов. На особенности ее настройки могут влиять особенности родов – очень быстрые роды, или слишком долгие, или кесарево сечение, или еще какие-то моменты.
Также на особенности строения этой системы фильтрации может влиять генетика. То есть у двух чувствительных людей с большой долей вероятности родится чувствительный ребенок.
И человечество эволюционирует в сторону большей чувствительности. Скорее всего лет через 50 люди, которых мы сейчас считаем высокочувствительными, будут уже считаться нормой. Элен Эйрон, автор книги «Высокочувствительный ребенок» говорит, что высокочувствительных людей в среднем 20-25% от популяции. А дальше их будет больше.
Гордон Ньюфелд рассматривает проблему аутизма именно как проблему высокой чувствительности и считает, что это и есть спектр: нейротипичные – чувствительные – еще более чувствительные – Аспергер – аутизм. От непереносимой чувствительности мозг начинает защищаться, потому что физиологически не может предотвратить этот поток информации - и возникает защитное отчуждение или агрессия.
Как выбрать школу для ребенка
Т.А.: Сейчас у родителей довольно много вариантов обучения детей школьного возраста — есть общеобразовательная школа, есть разные специализированные школы, есть хоумскулинг с разнообразием вариантов, есть анскулинг. Как родителям понять, какой же вариант подойдет именно их ребенку и им самим?
О.П.: Мне кажется, самый простой вариант – просто пробовать. Уже один только настрой, что школа во дворе - это не единственный вариант и что это вообще не обязательный вариант, высвобождает много креативности и мыслей в плане того, как же мы будем учить нашего ребенка.
А дальше… для меня вот, например, всегда было сложным выполнение каких-то режимных моментов. Когда у мамы есть маленький ребенок и есть первоклашка, которого по утрам надо собирать и вести в школу, а вместе с ним и малыша – мне кажется, это очень тяжело. Мы смотрим, когда ребенок встает, во сколько начинается школа, насколько нам удобно возить или водить, можем ли мы пропускать, если нам нужно куда-нибудь уехать…
Мне кажется, что надо сначала просто посмотреть все доступные и возможные варианты и дальше уже выбирать из того, где для нас максимально плюсов и минимально минусов. Понимать, что если ребенок пошел в первый класс, то это не навсегда. Его можно забрать, можно перевести. Если вы для ребенка - основная привязанность, то для него это не станет трагедией. Вот это ощущение, что можно так, а можно иначе, высвобождает много энергии и не чувствуешь себя заложником системы, в которой тебе как-то надо выживать.
Главное - не бояться подбирать школу или систему образования под свои нужды. Вы семья, у вас есть свои интересы, и вы выбираете школу или систему под свои интересы (и ребенка, конечно), а не потому, что вы кому-то что-то должны. Школа для вас, а не вы для школы. И надо смотреть, насколько вас устраивает та услуга, которую оказывает школа.
Как перестать кричать на детей
Т.А.: Как начать строить отношения с детьми на основе привязанности – ведь в детстве мы этому не учились?
О.П.: У всех почти был опыт и детского сада, и яслей, и родителей, которые работают. Я очень ценю, что ко мне на семинары приходят люди, которые не хотят делать то, что с ними в детстве делали. А чтобы не делать то, что с тобой делали – нужно много мужества.
Чем человек отличается от животного? Тем, что у человека будущее не обязательно будет терминировано из его прошлого. В отличие от других млекопитающих, мы можем с помощью наших личных моральных установок и ценностей менять свое будущее. То, что вы получили какой-то опыт в прошлом – в семье, школе, – совсем не значит, что вы будете транслировать этот опыт в будущем. Человек может стать автором своего будущего.
И все люди, которые приходят ко мне на семинары, как раз и пытаются стать авторами своего будущего. Потому что, если у вас все хорошо было в детстве, то обычно у вас и потом все хорошо и спокойно. И такие люди обычно интуитивно растят детей, им не нужны ни книги, ни семинары. Но на просторах бывшего СССР таких очень мало.
И это даже не столько вопрос работы над собой, сколько – выплакивания своего детства. Того, что у тебя не было и не будет такого детства, которое ты хотел бы иметь и какое хочешь дать своим детям. Например, когда твоя дочка кричит на тебя или кидается в истерику, а ты вместо того, чтобы отреагировать так, как это было принято в твоем детстве, начинаешь ее утешать.
В тебе в этот момент поднимается память того ребенка, на которого кричали и которого били. И наш внутренний ребенок может очень ревновать к ребенку, который рядом. Вспоминаю момент, когда меня накрыло этим инсайтом – мне случайно на глаза попались моя фотография, когда мне было года 3, и моей дочке тогда было как раз года 3. Я смотрела на себя: ну почему со мной можно было так, а я не могу себе это позволить? Такая ревность меня накрыла – до сих пор вспоминаю. Это один из моментов, который очень сильно может выбивать из колеи.
И мы начинаем себя перекраивать, потому что наша сознательная часть, наши принципы и установки говорят – нет, с детьми так себя не ведут. Важно позволять себе, с одной стороны, и злиться, и ругаться, и быть уставшей. Когда мы подавляем какие-то негативные чувства, потому что «хорошая мама» так не должна чувствовать, все равно какая-то раздраженность и фрустрация будут. Эмоция всегда ищет и находит выход. И она его обязательно найдет в самом неожиданном месте и времени. Поэтому важно позволять себе эмоции.
Но с другой стороны – совсем не обязательно свое поведение строить на основе этих эмоций! Эмоции эмоциями, а ведем мы себя по-другому. Мы эмоции уравновешиваем эмоцией «мне не все равно». Мне не все равно, какой меня видит мой ребенок, как он меня воспринимает, будет ли он меня бояться или нет. Мне не все равно. И тогда получается более-менее уравновешенное поведение и более-менее уравновешенное родительство. Но тут и нужно время на самом деле! С первым ребенком это очень сложно.