Пять факторов, влияющих на привыкание к новой обстановке.
Каждому родителю хочется дать лучшее своему ребенку. Вначале лучшее питание и памперсы, затем лучшие игрушки и развивающую среду, детский сад, желательно с ремонтом, бассейном и чуткими педагогами, школу... Продолжать можно бесконечно.
Только если с тем, что можно купить, все понятно, то в плане дошкольных учреждений много "но"... Можно подобрать платный детский садик с проверенными воспитателями и успокоиться, но это не всем доступно, да и места в таких садах тоже разлетаются как пирожки. Можно пойти в районный отремонтированный сад с новыми игрушками, но не умеющими работать с детьми воспитателями. Можно пойти в сад рядом с домом, с обшарпанными стенами, но получить чутких, добрых и заботливых воспитателей. Вариаций много. И тут дело удачи, а путевка уже у вас на руках.
В своей практике я очень часто встречаюсь с мнением, что на то, как пойдет ребенок в детский сад и как он адаптируется, влияет воспитатель. Несомненно, что личность воспитателя важна. Но в первую очередь адаптируют ребенка к новым условиям родители. И процесс адаптации к детскому саду надо начинать за 6 месяцев до первого посещения.
Почему так заблаговременно? Так складывается, что кто-то вынужден отдавать в сад ребенка в 1,5 года, кто-то в 3. Я думаю, не вызывает сомнений тот факт, что ребенок в 3 года самостоятельнее ребенка в 1,5. Но есть множество возрастных особенностей детей, которые будут влиять на адаптацию в том или ином возрасте.
Если мы берем малыша 1,5 лет, то первое, о чем пекутся родители, это вопросы горшка и самообслуживания. Да, это важно. Но важнее всего, что с 1 года до 3 лет происходит психологическое отделение ребенка от мамы, когда он осознает собственное "Я". Мама выступает в роли защиты от всех бед, в любой стрессовой ситуации малыш бежит к ней. Будь то падение со стула или простой взгляд строгой соседки — мама придет на помощь.
А тут ситуация детского сада. Стресс, новая обстановка, множество детей — и Я уже не центр вселенной, у меня отобрали игрушку, запретили есть яблоко не за столом, высаживают на ненавистный горшок через каждый час. Где мама? Нет мамы! А защитные механизмы психики не успели сформироваться к новым условиям. И в итоге через пару месяцев мама садится дома с ребенком, потому что тот начинает активно болеть "из-за того, что в группу водят больных детей". При этом четко одна и та же половина группы посещает ее даже в эпидемии и не болеет. Либо начинаются энурезы, диатезы, навязчивые движения и прочие неприятности.
С ребенком трех лет, казалось бы, все проще. Психологическое отделение от мамы должно находиться в стадии завершения. Защитные механизмы активно формируются. Главное — ребенок уже может рассказать, что не так. Но тут на ринг выступает кризис 3 лет. Вы просто не узнаете своего ребенка. Негативизм, делание все наперекор родителям, а порой и самому себе. В саду ребенок либо раздает шишки, либо их получает. В любом случае либо ребенок начинает болеть, либо предоставляет все возможные ситуации для волнения.
Возникает вопрос, когда отдавать ребенка в детский сад. На самом деле во всех случаях играет огромную роль психологическая подготовка, и если она была проведена, то и в 2-3-4 года ваш любимый малыш с минимальными потерями войдет в новый социум.
Перечислю основные факторы, которые оказывают влияние на адаптацию в детском саду.
Первое, с чего нужно начинать родителям, это режим детского сада. Сводится он к нему постепенно, корректируя время каждые
Второй фактор — это границы, запреты и наказания. Понятно, что дома границы дозволенного значительно отличаются от границ группы детского сада. Но есть общие правила, которые надо ребенку прививать постепенно. Например, перед едой и после еды мы идем мыть ручки. Кушаем только за столом на кухне. Поиграл в игрушку — положил на место. Обувь в прихожей ставим на одно место. Такие мини-правила, которые вводятся постепенно, подготавливают ребенка к тому огромному количеству запретов, с которыми ему придется столкнуться.
Третий фактор — умение ребенком переносить расставание с мамой. Вопрос доверия к маме. Мама начинает раз в неделю увеличивать интервал своего отсутствия, когда ребенок не спит. Вводится ритуал прощания и главное формируется доверие ребенка к знанию, что мама вернется тогда, когда пообещала. У детей нет чувства времени, поэтому важно говорить, что будет происходить, когда вы вернетесь. Например, "Я вернусь, когда ты с папой пообедаешь" или "Я вернусь вечером — когда за окошком станет темно и ты съешь вечерний творожок". Если ребенок так чувствителен к вашему уходу, что не выпускает вас даже из комнаты, то начинаем учить ребенка расставаться с вами в рамках квартиры, затем уходим в магазин за хлебом на 20 минут и так постепенно увеличиваем интервал до полного дня.
Четвертый фактор — навыки самообслуживания. У детей
Пятый фактор — формирование психологических защит. В этом огромную роль играют взаимоотношения между родителями и ребенком. В каких случаях родители оказывают поддержку ребенку, а в каких дают искать самостоятельного решения. По моему опыту, на формирование психологических защит оказывает негативное влияние совместный сон с ребенком и позднее отлучение от груди.
Как видите, каждый фактор — это дело не одного дня и даже не одной недели. Чтобы не травмировать психику ребенка, процесс подготовки должен быть естественен и максимально комфортен.
В детском центре "Ромашка" мы регулярно проводим тренинг на тему "Адаптация ребенка к детскому саду". Он идет один день, три часа. На нем мы разбираем все вопросы, связанные с адаптацией к ДОУ: подготовка к саду, налаживание взаимоотношений с воспитателями, вопросы, связанные с частыми болезнями ребенка в ДОУ, возможные ситуации с ребенком в детском саду в первые месяцы — истерики при расставании, слезы при встрече, агрессия в группе и дома и многое другое.