Во что поиграть, если ребенок не рассказывает про детский сад
Содержание:
Совсем скоро многие дети впервые пойдут в детский сад. Скорее всего, в первые недели будут и слезы, и отказ ходить в садик, но постепенно произойдет адаптация, и ребенок привыкнет к новой ситуации. Как понять, что в детском саду с малышом все в целом хорошо – или, наоборот, надо что-то менять?
Далеко не каждый ребенок способен рассказать родителям обо всем, что с ним происходит в детском саду. Иногда это связано с закрытостью ребенка, а иногда с тем, что он просто еще недостаточно хорошо говорит.
Как же можно определить, хорошо ли ребенку в детском коллективе? Понять, как у него складываются отношения с воспитателем? Насколько он себя комфортно чувствует? В таких случаях помогают доступные для каждого родителя методы диагностики.
Детский сад... зверей
Игра - это естественное проявление активности ребенка, поэтому он не удивится, если вы ему предложите поиграть в детский сад зверей. Наберите побольше разных фигурок животных (чтобы было из кого выбирать) и попросите выбрать воспитателя. А дальше - наблюдайте. Кого ребенок возьмет на эту роль? Хищника или симпатичную зебру? Или какого-нибудь монстра?
Пора выбирать кого-то на роль детей.
- Какую игрушку ты выберешь в первую очередь? Какая игрушка тебе больше всех нравится?
Та игрушка, которую ребенок выберет в ответ на этот вопрос, - это проекция себя, это образ Я. Теперь смотрим. Например:
Я - зайчик, а остальные - хищники. Значит, ребенку некомфортно в детском саду. У него есть ощущение, что все его обижают.
Или:
Я - большой бегемот, а остальные -? маленькие животные. Такое распределение показывает, что ребенку достаточно хорошо и спокойно в детском саду. Он чувствует себя значимым, крупным.
Прислушивайтесь к фразам и интонациям, которые использует в игре зверушка, изображающая воспитателя. Ребенок, скорее всего, будет говорить предложениями, которые слышал в реальности.
Например:
- Детки, моем руки и за стол.
Или:
- Дрянь такая, иди сюда, я кому сказала!
По интонации, по фразам, вы поймете стиль общения воспитателя в группе.
Помимо того, что игра в детский сад диагностична, она еще и терапевтична. Вы не только узнаете о том, что происходит у ребенка в детском саду, но также можете подсказывать выход из ситуации, проигрывая какой-то сценарий. Если в игре у ребенка игрушки ссорятся, вы можете помочь эти игрушки помирить, тем самым дав сценарий ребенку, как можно разрешать конфликты в реальности.
Аппликация «Детский сад»
Этот способ диагностики удобно использовать, если у вас нет достаточного количества мелких игрушек, чтобы развернуть игровую деятельность. Распечатайте как можно больше картинок различных животных, чтобы был выбор: хищники, травоядные, большие, маленькие.
Предложите ребенку:
- Выбери того, кто тебе больше всех нравится, и приклей на лист.
Ребенок приклеивает.
- А теперь выбери того, кто будет воспитателем.
В этот момент вы наблюдаете, насколько близко ребенок приклеит зверушку, изображающую воспитателя. Чем ближе картинка воспитателя будет к картинке того персонажа, которого ребенок выберет в первую очередь, тем ближе у них в реальности отношения.
Далее предложите выбрать знакомых ребят из группы:
- Выбери, кем из этих зверушек будет Леночка. А кем будет Виталик?
И так же оцениваете расположение: кого ребенок ближе к себе приклеит, а кого - на дальний край. Возможно, кого-то он совсем не захочет размещать на своей аппликации. С помощью такого простого способа вы можете узнать, кому ребенок симпатизирует, а кого боится.
Использование образов и проигрывание ситуаций помогает ребенку раскрыться и неосознанно поделиться с мамой (или другим значимым взрослым) своими внутренними переживаниями. Попробуйте просто поиграть или создать аппликацию со своим ребенком, если сомневаетесь, что в садике ему комфортно.