Новый год с детьми: самое радостное и самое грустное в уходящем году
Чтобы впустить в жизнь новое, нужно освободить для него пространство — избавиться от старого, уже ненужного. От того, что уже не приносит удовлетворения или тормозит развитие.
Это правило справедливо для любой сферы жизни человека. Трудно поставить новый диван в комнату, где место занято старым. Трудно завести новых друзей, проводя весь свой досуг в старой компании, с которой становится все меньше общих интересов. Трудно встретить (заметить) новую любовь, оглядываясь назад, цепляясь за отношения, которые когда-то в прошлом приносили радость, но в настоящем — только боль. Трудно найти новую интересную работу, если старая, хоть и опостылела, но занимает все время, и не только рабочее.
Не бойтесь что-то терять, от чего-то отказываться — это обязательное условие развития. Ребенок, чтобы родиться, должен потерять пуповинную связь с мамой. Чтобы научиться общаться с социумом — должен отойти от мамы. Чтобы создать самостоятельную собственную семью — должен уехать жить в другое место.
Если оглянуться назад — сплошные расставания: сначала прощание с детским садом, потом прощание со школой, прощание с вузом, прощание с очередным местом работы. А с другой стороны — это новые встречи, новые места, новые проекты, новые достижения — и это здорово!
Большое заблуждение считать, что Старый год уходит автоматически с наступлением Нового. Если его как следует не проводить, то он будет тащиться рядом. Будет ставить Новому подножки, будет цепляться и тормозить, будет хныкать и проситься на шею.
Проводить Старый год — значит выбросить все ненужное. В прямом смысле слова. Провести вместе с ребенком ревизию его вещей. Выбросить сломанные игрушки. Отдать игрушки, которыми ребенок уже не играет, отдать одежду, из которой он вырос.
Проводить Старый год — значит проанализировать, сделать выводы, понять, куда хочется двигаться дальше, понять, что нужно взять с собой, а что оставить. Признать ошибки свои, простить ошибки другим. Сказать спасибо тем, кто помогал, и тем, кто мешал. Потому что те, кто ставит нам препятствия — помогают нам еще больше, вынуждая преодолевать, размышлять, учиться.
Найдите время для проводов Старого года вместе с детьми. Пусть в узком семейном кругу каждый ответит на вопросы:
- Что радостного произошло в уходящем году?
- Что было самым грустным?
- Что было обидного?
- Что больше всего запомнилось? Какое самое сильное впечатление?
- Какие были успехи, победы, достижения?
- Какие были неудачи и чему научили?
- Что хочется взять с собой в Новый год, а от чего избавиться?
То, с чем хочется расстаться, можно записать на листе бумаги: обиды, болезни, вредные привычки, лень и другие недостатки — из всего этого формируем общий список, а потом устраиваем его ритуальное сожжение.
После этого составляем другой список — список того, чего хочется в Новом году. А рядом с каждым пунктом пишем, какие есть для этого ресурсы (знания, навыки, люди, опыт, приобретенный в уходящем году). Важно понимать, что год никогда не проходит безрезультатно — мы можем стать богаче на этот год, если правильно распорядимся полученным опытом.
Часто дети и взрослые по-разному оценивают те или иные события. То, что значимо для взрослого, может быть совершенно несущественно для ребенка и наоборот. Например, взрослый считает ключевым событием года перевод второклассника в лингвистическую гимназию. А ребенок говорит, что больше всего запомнил в уходящем году серого котенка, которого папа не разрешил взять домой. Обсуждая эти вопросы вместе с детьми, мы начинаем лучше их понимать. А еще учим детей самоанализу, выстраиванию причинно-следственных связей и опоре на приобретенный опыт.
Проводите Старый год с пользой для Нового.