Статьи

Как развивать ребенка. Дошкольники. Часть III

Что должно измениться в жизни ребенка в период кризиса "Я сам"?

В первых двух частях о развитии дошкольника мы говорили о креативности и нравственности. Теперь переходим к личностной позиции. С трех лет (примерно), с печально знаменитого кризиса "Я сам!" ребенок начинает осознавать свое "я" и считать себя подсознательно отдельной личностью (а не частью мамы).

Чем, кроме постоянного попугайского "яканья", должно подкрепляться это ощущение? Что такое начало социализации? Это не только "повозиться с другими детьми в песочнице", а обретение и принятие своей собственной социальной позиции. Дошкольник должен понять, что его отдельное "я" — это часть множества в обществе. Как мы помним, общество начинается в семье, то есть ребенок должен получить новую позицию (по сравнению с предыдущими периодами) в семье, а затем уже заботиться о налаживании контактов вне. (Если не пройдена эта ступенька в дошкольном возрасте, будет мучительно больно в пубертате, поэтому сейчас, можно сказать, мы занимаемся профилактикой подростковых проблем.)

Как жил ребенок до желания все сделать самому и стать "заметной личностью"? За ним ухаживали, за него решали, его клали-сажали-ставили, ему давали, а он все это благосклонно принимал. Теперь у него просыпается новое желание — взаимодействие с миром переходит на новую ступень (должно перейти), с потребителя на созидателя. То есть, ребенок должен уйти из "центра мироздания", к которому все бегут и которому все несут, и перейти на позицию "даятеля". Начинается тот период, когда у ребенка появляются свои обязанности и ответственность за их выполнение.

Кончился период "игры в подражание маме", когда малыш возюкал тряпкой туда-сюда, "помогая" маме и подражая ее механическим действиям неосознанно. Сейчас ребенок должен почувствовать, что это ЕГО дом, ЕГО семья, у него здесь есть свое МЕСТО и своя РОЛЬ. Понятное дело, что роль младенчика его уже не удовлетворит, ему нужно серьезное дело (как у взрослых, а не "убери свои игрушки") и серьезная ответственность (не бывает "не хочу" в выполнении серьезных дел, папа же не капризничает перед уходом на работу?). У него должна появиться постоянная обязанность, которую он регулярно выполняет, и это отслеживается и контролируется. (Некоторые наивно полагают, что вдохновение делать что-то у ребенка продержится дольше одного дня. Ничуть не бывало: это уже дополнительная работа родителей — следить, как чадо относится к своему "взрослому" заданию.)

Пусть это будет какая-то мелочь, но обязательно заметная для всех и не бессмысленная, а практическая: расставить ровно обувь на полке, расстелить скатерть перед общим ужином, вымыть что-то, протереть и т.п. Дети обычно не рады заданию "убирать свои игрушки", лучше им поручить что-то из "взрослой" территории (если у вас уборка игрушек не вызывает взрывов, могу поздравить). Часто нежелание прибираться в детской связано с тем, что в сознании ребенка его вещи — признак детской территории, что-то несерьезное, "маленькое".

Как я уже написала, выполнение обязанности происходит не по вдохновению и не по спонтанному желанию. Это постоянное дело, не отменяемое из-за "не хочу" и "а я уже начал играть", или бабушка подошла со своим "ой, да он маленький, как вы можете, сейчас я все сделаю, бедняжечка!". (Конечно, мы не рассматриваем случаи, когда ребенок болен и еще что-то серьезное.)

Что это дает ребенку? Как раз это дает переход на новый уровень, на новую позицию в семье — он уже тот, кто заботится о других, он "большой" (раньше был "маленький", и все заботились о нем, отношения в этом плане были односторонние). Ребенок подсознательно ощущает себя нужным и семье, и — продолжаем далее — обществу. Социализация личности как вхождение в общество начинается именно здесь — в подсознании, а не в дверях школы! Слов для этого недостаточно. Понятное дело, что родители всегда ему говорят, как его любят, как ему рады, но для того, чтобы возникло это ощущение важности своей роли в подсознании, одних слов недостаточно — дети гораздо лучше усваивают из действий, нежели вербально.

Окончание следует...

04.07.2012


[2 года 6 мес. - 3 годa]

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Добавить отзыв к статье
Введите код, который Вы видите на картинке: Code * - поля, обязательные для заполнения.



© 2005-2024, Наш ребенок

info@ourbaby.ru, Ourbaby.ru, https://www.nashrebenok.ru

Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.

Change privacy settings