Организуйте ему двигательную активность, остальное — приложится.
Восприятие доминирует над остальными психическими функциями (вниманием, мышлением, памятью, речью). Это — самое главное, что нужно усвоить родителям. Что не бывает отдельного развития речи, памяти или мышления. Бывает восприятие, на котором работают все перечисленные функции! Что это значит?
Чем младше ребенок, тем сильнее работа восприятия (а значит, и всех функций) зависит от того, как функционирует двигательный (кинестетический) канал. Он ведущий у всех без исключения детей (примерно до возраста начальной школы), и только потом люди разделяются на аудиалов, визуалов и т.п. Но дети совершенно все зависят от двигательного канала (при этом один ребенок может лучше улавливать на слух, нежели другой, другой лучше запоминать зрительно в сравнении с третьим, но они все являются "кинестетиками" сейчас, даже если в будущем будут аудиалами и т.п.).
Так вот, во-первых, восприятие младенцев очень сильно зависит от движения. При этом нужно учесть, что не только от движения самого ребенка (поднял головку — по-другому увидел мир, сел — еще более по-другому, научился ползать — изменилась картина мира и т.п.), но и от движения объекта или его положения в пространстве. Что это значит?
Прекрасные "развивающие" мобили, подвешенные над кроваткой, не дают развиваться восприятию нормально, как это предусмотрено природой: они двигаются всегда одинаково, на одинаковом расстоянии. Изменения предметов предсказуемы, и их никак не надо осмысливать — эта информация не подходит для того, чтобы долго на ней задерживаться. Все, что нужно — пассивно наблюдать до утомления визуального канала, или пока не уснешь, или пока там батарейки не сядут.
Каждый предмет, который хочет рассмотреть ребенок, движется определенным образом (или не движется вовсе). Тогда фиксируется траектория движения, откладывается в мозг, там сравнивается с предыдущей и т.п., в общем — информация обрабатывается вовсю. К тому же присоединяются условия и факторы, вызывающие движения предмета: вообще-то вот эта штуковина всегда неподвижна, но если мама ее трогает, она почему-то перемещается. Мозг работает очень интенсивно в отличие от наблюдения за заводными игрушками, движущимися всегда одинаково и запрограммировано.
То же и с развивающими ковриками: один из действительно развивающих факторов для восприятия — рассчитать расстояние до предмета и рассчитать свое действие для захвата или для достижения предмета. А если на коврике всегда на одинаковом расстоянии висят одинаковые предметы — зачем тут думать? И мозг отдыхает, за него поработали производители развивающих игрушек.
Тем более это касается движения самого ребенка — чтобы ребенок по-настоящему исследовал мир, он должен максимально свободно выбирать свои движения (то есть перемещаться не по клетке-манежу, а по всему жилищу, предварительно приспособленному для ползунка). У ребенка должна быть возможность всесторонне обследовать интересный объект — проползти вокруг, если можно, открыть, если открывается, и т.п.
Но не только сам двигательный канал требует движений. Остальные (аудиальный и прочие) также зависимы от работы двигательного. Например, у ребенка лучше формируется зрительный образ, если это действие с реальным предметом, нежели рассматривание даже очень реалистичной картинки. То же касается слухового восприятия — поэтому одна песенка живой мамы как настоящего источника звука ценнее для работы мозга, нежели полный набор аудиозаписей всей классической музыки. Поэтому одна нота на настоящем инструменте (детская дудочка или бубен продается в каждом магазине) гораздо эффективнее развивает слуховое восприятие, нежели все записи.
Предпочтительнее максимально обрабатывать один объект, чем посмотреть на картинках тысячи. Мозг должен научиться обрабатывать информацию, а не забиваться накопленными и необработанными образами. Теперь представьте, что такое для ребенка "развивающие пособия" или любые карточки? Мозг совершенно не принимает никакого участия в процессе — ему не на чем основываться, не поступило той информации, которую он должен обработать. Поэтому любое обучение младенца — всего лишь дрессура и натаскивание на знакомые образы, как собачек.
Исходя из этого, как же развивать младенца? Давать ему потрогать доступные предметы (особенно природные материалы: листики, шишечки, максимальное количество естественных фактур). Больше ему петь, проговаривать свои действия по возможности. Давать послушать разные источники звука (как птичка поет, как кот мяукает, как шуршит крупа в мешочке, как шумит ветер в листве). Организовывать его двигательную активность — чтобы он ползал за предметами по дому, чтобы это ползание было целенаправленным и осмысленным: понравилась та штучка, до нее надо доползти — рассчитать траекторию и расстояние, и ее схватить.
Но главное — то, что было перечислено в первой статье о младенцах: любить, лелеять, нежить и наслаждаться своим ребенком, не ожидая никаких его "развитий"! Не забывать в развитии восприятия, что и движения ничего не дадут, если у ребенка эмоциональный голод и неудовлетворенные потребности в общении.