Какое поведение ребенка в этом возрасте является залогом его дальнейшего успешного развития? От чего малыша стоит оберегать, что ему запрещать?
Предлагаем вашему вниманию серию публикаций психолога Марины Озеровой о детях от 1 до 3 лет. Какое поведение ребенка в этом возрасте является залогом его дальнейшего успешного развития? От чего малыша стоит оберегать, что ему запрещать? Какие стереотипы поведения малыша, сложившиеся в обществе, препятствуют становлению личности? Источник — ЖЖ-сообщество "Дети в семье".
Ведущая деятельность — это такая деятельность, в ходе которой наиболее интенсивно развиваются все психические функции (память, внимание, речь, мышление, восприятие). На каждом возрастном этапе она своя, и для раннего детства
Это значит, что ребенок лучше всего развивается, осваивая манипуляции с интересующими его предметами, учась действовать ими по образцу (повторяя за мамой) или изобретая новые способы их использования (копать не лопаткой, а расческой, например). Ребенок развивается тем лучше, чем лучше он осваивает интересующее его действие (путем многократных повторений, конечно) и чем больше новых способов использования одного и того же предмета он может изобрести.
Как это выглядит в быту: ребенок берет ложку и долго ею стучит по столу; берет тряпку и, подражая маме, возюкает ею по дверце кухонного шкафчика; берет игрушечную машинку и катает ее туда-сюда без всякого смысла и развития сюжета (его игра также манипуляционна). Со стороны это выглядит для разумного взрослого очень глупо: зачем сто раз повторять одно и то же действие, даже не заканчивая его (после "протирания" тряпочкой это место будет гораздо грязнее, чем до). Но именно эти однообразно повторяющиеся действия стимулируют поиск ребенка и его мышление.
Чем больше ребенок отрабатывает простых бытовых действий (копируя родителей), чем интенсивнее он исследует новый предмет, тем лучше. Заметьте, не чем больше предметов он изучит! А чем интенсивнее он изучит один предмет, то есть чем больше он произведет с заданным предметом ДЕЙСТВИЙ.
М.Кольцова в своей книге о развитии речи приводит прекрасный пример эксперимента в двух малышовых группах: в одной детям приносили новый предмет, показывали его и называли ("это матрешка", допустим). Во второй давали поиграть новым предметом и задавали множество действий с ним ("принеси мне матрешку", "положи матрешку под скамейку", "поставь матрешку на подоконник" и т.п.). Во второй группе дети гораздо быстрее усваивали новые слова, лучше их запоминали и быстрее начинали их говорить. То же самое могу сказать о визуальном образе — дети лучше рисуют, если могут хорошо исследовать предмет. То есть интенсивность действий влияет на все остальные функции — запомнить предмет, составить его образ-представление, произнести его название и т.д.
Действия имеются в виду с ПРЕДМЕТОМ, а не с его изображением (то есть рассматривание на картинке котенка — это не действие, действие — это его тисканье).
Самой развивающей "игрой" в этом возрасте является участие в домашних делах. Кроме собственно освоения действий и использования знакомых предметов эта деятельность дает ребенку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и большие папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет, когда ребенок должен подсознательно понимать свое место в мире. Роль в домашних делах показывает ему участие в жизни семьи, во взрослой деятельности, стремление к результату (манипуляционнная деятельность чаще всего безрезультатна), визуальное подкрепление своего существования.
Кроме того, что участие в бытовых делах дает ребенку освоить множество действий, это дает ему стимул для восприятия (ведущее — двигательное!) и, соответственно, для мышления. В быту ребенка окружает много интересных вещей, фактур и объемов (простая игра овощами во время маминой готовки — это бездна возможностей для развития восприятия). Когда он учится использовать окружающие предметы и соотносит их с областью применения, это дает развитию мышления намного больше, чем все мертвые "развивающие пособия".
И наоборот: если мама стремится переделать все дела, "пока ребенок спит", а с ним играет в "специальные игры", он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не дает такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть "специальные занятия" ставят ребенка в положение "инвалида", которому недоступна настоящая деятельность, который не нужен в системе обычной жизни и которого отталкивают от самых важных дел. (С точки зрения ребенка те действия, которые производит мама, имеют большую ценность — ведь она большая, взрослая, значит, занята ужасно важными делами, пусть это простое подметание пола.) Соответственно ребенок подсознательно впитывает это отношение и "особое положение", которое отвергает его вхождение в повседневную жизнь семьи. Но раннее детство — это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире, и ребенок потихонечку понимает свою никчемность.
Этому же учит и неправильная реакция родителей на стремление ребенка к участию в бытовых делах: "Ты еще маленький!", "Ты разольешь!", "Тебе не достать!", "Ты этого не умеешь!". Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и в конце концов получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку "У тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!".
Ошибки — тоже очень важная составляющая предметно-манипуляционной деятельности. Ребенок должен обязательно пройти через негативный результат — в будущем это даст ему возможность не опускать руки, когда что-то не получается. Малыши в этом смысле должны служить нам примером: как бы плохо у них не получалось, они все равно "лезут" продолжать действие! Каждый раз мыльная чашка выскальзывает из рук, сто раз подряд, он все равно "лезет" мыть! И вот на сто первый получилось — именно это и должно происходить, и не нужно сокращать путь проб и ошибок, окружая ребенка небьющимися предметами.
Сейчас формируется позиция будущей личности по отношению к миру и действиям в нем. От того, насколько свободно ребенок действует в простых бытовых делах сейчас, зависит, как он взрослый станет строить свою будущую деятельность: будут ли его пугать малейшие ошибки, хватит ли ему духу продолжать начатое, смутят ли его первые неудачи, сможет ли он добиваться результата? Согласитесь, это не так уж мало (в отличие от умения посчитать до десяти в два года). Деятельность в раннем детстве — проекция будущей личности. Поэтому не нужно волноваться, что ребенок проливает, разбивает, рвет и рассыпает по ходу своей "помощи маме". Таким образом он учится не отступать перед неудачами и продолжать свои действия, несмотря ни на что.