Развитие ребенка по месяцам. Когда ребенок сделает первые шаги: от чего зависит
Содержание:
- Как ребенок учится сидеть
- Учимся ползать
- Как ребенок учится вставать на ножки и ходить
- Всему свое время
Прежде чем научиться ходить, ребенку предстоит освоить другие двигательные навыки — самостоятельное сидение, ползание и вставание. Как и когда ребенок учится сидеть, ползать и вставать на ножки и что нужно учитывать при выработке этих навыков.
Как ребенок учится сидеть
Самостоятельное сидение рассматривается как середина пути от «лежачего» к «ходячему» образу жизни. Мы уже говорили, что после рождения ребенок часто лежит в позе эмбриона. Однако уже в первую неделю жизни новорожденный начинает совершать попытки приподнять головку, и в течение первого месяца он уже может это сделать на несколько секунд, оторвав подбородок от поверхности.
К концу 1-го месяца ножки малыша могут делать непроизвольные ползательные движения, но пока это всего лишь врожденные рефлекторные реакции на прикосновения.
Однако уже в 2 месяца младенец может переползти с одного конца кроватки на другой, используя одновременные движения руками и ногами. Заметим, что при переползании малыш не отрывает свой животик от поверхности, так как кости и мышцы конечностей ребенка еще недостаточно развиты, и поэтому он не в состоянии удерживать свое тело на весу, координировано управлять движениями рук и ног.
К концу 3-го месяца малыш осваивает двигательный навык — перекатывание.
В 4 месяца ребенка, как правило, начинают обучать сидеть, что способствует развитию и укреплению мышц шеи и спины, а также привыканию организма находиться в вертикальном положении.
В 5 месяцев ребенок уже самостоятельно переворачивается со спины на живот и при потягивании за ручки может садиться.
В 6 месяцев большинство детей могут сидеть, хорошо «держат» спинку, но пока недолго удерживают равновесие в этом положении. Посаженные на пол, они, как правило, вытягивают ручки за поддержкой.
К 7–8 месяцам ребенок сидит уже более уверенно, но оставлять его без присмотра опасно: он может потерять равновесие, если, например, повернет голову на неожиданный звук. И хотя дети в этом возрасте сидя часто опираются на руки, чтобы удержать тело прямо, нельзя еще сказать, что способность самостоятельно сидеть у ребенка хорошо развита.
Только после 8 месяцев дети прочно сидят без поддержки. Что особенно важно — при достижении данного навыка ручки ребенка освобождаются от обременительной задачи балансирования: он может заняться более интересным делом, например самостоятельно играть с различными предметами.
На 9-м месяце — это уже вполне независимое сидение: малыш приподнимается, чтобы дотянуться до нужной ему игрушки и снова садится.
Вот когда высокое детское кресло, столь выручавшее вас раньше, становится поистине опасным местом для малыша! Поэтому лучше всего размещать его либо в манеже, либо прямо на полу, на специальном коврике.
Интересно, что самостоятельный переход в сидячее положение осваивается детьми, как правило, после того, как они научились сидеть, будучи посаженными взрослыми. Приобретение этого навыка происходит у всех детей по-разному, с большим разбросом во времени. Порой помогает случай: используя фрагменты формирующегося ползания, малыш сначала переворачивается на животик, подтягивает колени, начинает прижимать ручки к телу, и затем следует достаточно сложный трюк — выпрямление тела. Часто незаменимыми помощниками ребенка в освоении этого движения становятся прутья кроватки, за которые малыш цепляется, пытаясь выпрямиться и сесть.
Учимся ползать
В 6 месяцев малыш не только «почти сидит», но и «почти ползает». Развитие навыка ползания идет параллельно с освоением сидения. Для того чтобы помочь малышу в его освоении, предложите ему несложную игру. Положите ребенка на живот и разместите на расстоянии 20–30 см от него привлекательную игрушку. Вы можете возбудить интерес малыша, показав ему какие-то действия с ней. Если малышу не удается дотянуться до предмета, пододвиньте игрушку поближе. В случае же успеха похвалите малыша, погладьте по тельцу, головке. Постоянно вводите в эту игру новые предметы.
В течение 7–8-го месяцев большинство детей проявляют неутомимое желание ползать; они уже способны продвигаться вперед на четвереньках, смело пускаясь в неизведанные «путешествия».
Сейчас в вашей жизни наступает ответственный момент: малыш, не ведая страха, постоянно пытается спуститься на пол. Это самое трудное для матери время — за ребенком нужен глаз да глаз!
В течение 9-го месяца, когда ребенок уже самостоятельно сидит и играет на полу, происходит следующий «рывок» в освоении навыка ползания. Малыш пытается ползти, обнаруживая при этом способность преодолевать значительные для него расстояния. Теперь, выйдя на минуту из комнаты, вы рискуете, вернувшись, застать малыша (которого вы спокойно оставили играть на полу) уже в дальнем углу комнаты. Не сомневайтесь, — значит, что-то ему там понравилось, приглянулось, и малыш решил приблизиться к предмету желаний.
Как ребенок учится вставать на ножки и ходить
Если ползание и сидение развиваются параллельно, хождение — задача более сложная и поздно решаемая. Во второй половине года жизни дети любят подпрыгивать и подтанцовывать. Малыш приходит в бурный восторг от самой незатейливой игры: возьмите ребенка под мышки, поверните лицом к себе и под ритмическую песенку «прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок...» помогите ему совершать движения, очень напоминающие прыжки.
Или: поставьте малыша на носок ноги и покачивайте, ритмично приговаривая:
Тушки-тутушки,
На столе преснушки.
На столе преснушки,
А в печи ватрушки —
Нашему Андрюшке!
В 6 месяцев ребенок «прыгает» на руках у взрослого, одновременно подгибая ноги.
В течение 7-го месяца им осваиваются поочередные (а не одновременные, как раньше) движения ног.
Около 9 месяцев появляется способность ставить одну ножку впереди другой. Поддерживаемый под мышки взрослым, малыш «ходит», однако мышцы ног еще недостаточно развиты, чтобы держать вес тела ребенка — для этого потребуется еще месяц.
В 9 месяцев ребенок пытается встать, цепляясь за опору. Он с радостью демонстрирует вам свое умение самостоятельно стоять, опираясь на стул или какой-нибудь другой подходящий предмет. Но для того чтобы начать ходить, малышу необходимо научиться координировать движения ног. Вот тут-то и приходит на помощь старый «четвероногий» способ передвижения — ползание, в ходе которого малыш осваивает поступательные движения рук и ног.
Интересно отметить, что у половины детей первые попытки ползать, т.е. передвигаться вперед, опираясь на руки и колени, наблюдаются еще в возрасте 34 недель. Однако лишь при достижении 10 месяцев ребенок сможет освоить этот сложный навык, требующий достаточно развитых мышц конечностей и их координированной работы (ведь ему предстоит осуществить трудную задачу — приподнять и удержать свое тело над поверхностью!). Ползание является своеобразным сигналом «готовности» малыша к ходьбе.
В 10 месяцев он пытается самостоятельно встать на ножки и ходить, но, увы, — чаще всего падает. Здесь возникает все та же проблема: стоять-то малыш может, а вот балансировать, удерживая тело в подобном положении, — еще не умеет. Кроме того, научившись стоять, ребенок не может... сесть!
В общем, если подумать, в этом нет ничего нелепого. Вспомните, как вы сами не раз поднимались по длинной и крутой лестнице (к примеру, ведущей на колокольню или смотровую площадку), а позже, когда приходила пора спускаться по ней, с удивлением осознавали, что спуск вам дается гораздо труднее, чем подъем. Так и у малыша: вставать и стоять он уже может, а ходить и садиться — для него пока еще трудная задача.
Что делать в такой ситуации? Малыш прибегает к старому, изведанному «средству» — крику о помощи. Наконец помощь пришла: заботливые руки матери бережно опустили малыша, вернув его в привычное положение. Но уверяем вас: как только представится возможность, малыш снова попытается встать — и все повторится!
Правда, многие дети не ждут помощи, а, «сообразив», быстро решают эту проблему сами, просто «плюхаясь» вниз или плавно сползая, держась за прутья кроватки.
Как только ребенок будет в состоянии «держать» свой вес, он начнет сам вставать. Для большинства детей это возраст 11 месяцев, однако многие осваивают данный навык и раньше (возможно, потому, что им просто удается более удачно схватиться за что-либо).
Только в 11 месяцев большинство детей сможет (опять-таки при помощи взрослого) сделать несколько шагов. Это пока очень неуверенные попытки освоить подобный способ передвижения, но каждая мать видит, с каким упорством, желанием и нескрываемой радостью ребенок обучается этому!
Через 2–3 недели после вставания, обычно в течение 12-го месяца жизни, ребенок начинает ходить, держась за мебель и перебирая руками. Его незаменимыми «помощниками» в овладении ходьбой становятся окружающие предметы. Он может, например, уцепившись за стул и с грохотом двигая его перед собой, отправиться в «поход» по комнате. Появляется и новое развлечение — ходить, держась за руку взрослого.
Но, для того чтобы полностью освоить навык ходьбы, ребенок должен прежде всего научиться стоять без поддержки в течение более или менее продолжительного времени, сохраняя устойчивое равновесие. Этот навык формируется примерно в 14 месяцев.
Только в 15 месяцев ребенок сможет уверенно ходить без посторонней помощи.
Всему свое время
Мы привели этот «помесячный график» овладения ходьбой только для того, чтобы еще раз показать четкую последовательность в смене специфических форм двигательного поведения, хотя конкретные сроки появления каждой из них у детей могут различаться. Например, некоторые дети начинают самостоятельно сидеть в 4-5 месяцев, вставать уже в пять месяцев, в 6-7 они стоят, держась за ближайшие предметы, и уже до 9 месяцев полностью осваивают навык ходьбы. С чем же связано подобное опережение сроков?
Специалисты, обсуждая вопрос раннего созревания двигательных функций детей, отстаивают различные точки зрения, подчас противоречащие друг другу. Одни склоняются к мнению, что раннее развитие моторики зависит от специфики воспитания ребенка, от особенностей национального уклада. В своих доказательствах они опираются на наблюдения, свидетельствующие о том, что многие африканские дети физически развиваются гораздо быстрее, чем «европейские». Возможно, этот факт объясняется более «тесными» взаимоотношениями их с матерью — ведь, как правило, африканская мать вынуждена постоянно носить ребенка с собой, привязывая его к собственному телу.
Ряд исследователей, наоборот, считают, что достаточно неблагоприятная социальная обстановка, выражающаяся в дефиците общения ребенка с взрослыми, приводит к ускорению моторного развития малыша. Здесь в качестве аргументов выступают результаты наблюдений за детьми, воспитывающимися в детских приютах.
Применительно к развитию навыка ходьбы ученые показали, что ни какие-либо ограничения свободы передвижения младенцев, ни опыты ранней стимуляции этого двигательного навыка (понятно, что каждой матери страстно хочется, чтобы ее малыш поскорее начал ходить!) практически не влияют на сроки его окончательного формирования. Более того, попытки раннего вмешательства в программу развития двигательных способностей ребенка в лучшем случае дадут лишь временные преимущества, а в худшем — могут и вовсе замедлить темпы становления этой важной для человека функции.
С чем это связано? Организм на каждом этапе своей жизни представляет собой некую целостность, неразрывное единство структуры и функции. Даже если к какому-то времени отдельные фрагменты движения оказываются уже сформированными, необходима зрелость всей системы, обеспечивающая возможность объединения всех разрозненных функциональных «кирпичиков», «блоков» в единое целое — определенный двигательный акт. Таким образом, малыш сможет освоить навык ходьбы только тогда, когда его организм будет «биологически готов» к этому.
Из книги "Первый год жизни решает все! 365 секретов правильного развития. Этот удивительный младенец"