Обучение маленьких детей плаванию сейчас очень популярно среди родителей. Такой популярности можно только радоваться, ведь эти занятия не только укрепляют здоровье крохи, но и приносят ему массу удовольствия. Как правильно организовать первые «уроки плавания» для малыша?
Чем полезно раннее плавание?
Прежде всего, занятия в воде способствуют развитию ребенка и укреплению его здоровья. Вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение, стимулирует физическое и умственное развитие, закаливает, расширяет границы адаптационных возможностей. Вода оказывает положительное воздействие на нервную систему, кровообращение и дыхание, повышает сопротивляемость организма, дети, занимающиеся в воде, реже болеют. Также вода развивает вестибулярный аппарат, чувство равновесия.
Кроме того, занятия с мамой — это бесценные минуты общения, когда ребенок учится доверять, а она — учится понимать и чувствовать его. Если малыш любит воду, если занятия доставляют ему радость и удовольствие, то они делают его жизнь насыщеннее, полнее и интереснее. Доверие к родителям и к миру, расширение границ возможностей ребенка, обогащение его опыта и впечатлений, адаптация к водной среде — все это говорит о несомненной пользе раннего плавания.
Выбираем бассейн для грудничкового плавания
Первые месяцы жизни заниматься плаванием с малышом лучше всего в обычной домашней ванне. Когда пространства ванны становится недостаточно (а это будет зависеть и от размеров ванны, и от роста ребенка, в среднем к 4-5 месяцам обычная ванна становится «мала»), рекомендуется продолжить занятия либо в большой ванне при детской поликлинике, либо в специализированном детском бассейне. Следующим этапом в освоении водного пространства становится детский бассейн.
Для занятий с детьми до 3 лет самым подходящим будет специальный неглубокий детский бассейн (лягушатник), температура воды в котором 30-32°С. Мамы во время занятия находятся вместе с детьми. Желательно, чтобы в бассейне была проточная система очистки воды.
Решите для себя, как вы будете заниматься — с инструктором или самостоятельно. Если вы решили заниматься с инструктором — перед тем как записаться в группу, обязательно сходите и посмотрите, как проходит занятие, нравится ли вам предлагаемая методика, подход к детям. Обратите внимание, насколько эффективно проходит тренировка, есть ли в группе плавающие ребятишки, как дети ведут себя на тренировках, охотно выполняют упражнения или нет. Поговорите с родителями из группы — все ли их устраивает. Не постесняйтесь спросить, есть ли у данного инструктора документы, подтверждающие его квалификацию (образование, стаж работы).
Посещение бассейна с инструктором предпочтительнее в том плане, что вы будете заниматься по отработанной методике, он сможет направлять и контролировать ваши действия, подсказывать, если что-то не получается или вызывает затруднения. Заниматься самостоятельно по книгам или информации из журналов, Интернета сложнее — но нет ничего невозможного! Вам надо будет тщательнее планировать и продумывать занятие, интуитивно корректировать его исходя из индивидуальных особенностей вашего малыша — все в ваших руках. В любом случае, независимо от того, посещаете вы занятия с инструктором или решили покорять водную стихию самостоятельно, — до трехлетнего возраста вам придется быть главным тренером для вашего юного пловца.
Детей в возрасте 3-4 лет можно отдавать в подготовительную группу к профессиональному тренеру, откуда они в 6-7 лет переходят заниматься в большой бассейн.
Какими бывают детские бассейны
БАССЕЙН «МАЛЫШ» (ванна при детской поликлинике). Такими ваннами оснащаются многие детские поликлиники, занимаются в них детишки от 1 до 12 месяцев.
Плюсы занятий в бассейне «Малыш»:
- отсутствие химического обеззараживания воды. В течение дня воду в ванне несколько раз полностью меняют (в идеале — после каждого сеанса);
- невысокая цена занятий.
Минусы:
- мама не находится в воде вместе с ребенком, ведь, по сути, это та же самая ванна, только большого размера;
- в таком бассейне не очень удобно заниматься с ребенком, умеющим ходить: обычно малыши вместо усвоения плавательных навыков в большой ванне отрабатывают навыки хождения.
ДЕТСКИЙ БАССЕЙН (лягушатник). Такие бассейны организуют при спортивных бассейнах, школах, оздоровительных комплексах, фитнес-центрах, саунах. Водообмен в них может осуществляться за счет рециркуляции или проточной системы с непрерывным потоком водопроводной воды. Проточная система чаще применяется в маленьких бассейнах при саунах, школах, оздоровительных комплексах. Система рециркуляции (вода очищается и вновь поступает в бассейн) — более распространена, она используется в спортивных бассейнах, фитнес-центрах. Тип циркуляции в бассейне должен быть переливным, при этом вода будет уходить через специальные переливные желоба, расположенные по периметру бассейна.
Кроме системы циркуляции (проточная, переливная) большое значение имеет и применяемый в бассейне способ дезинфекции. Самым простым, распространенным и эффективным является хлорирование. Главный минус этого способа — оказываемое воздействие хлора. Сухость кожи, раздражение и покраснение глаз — еще самые безобидные последствия, хлорированная вода может стать причиной развития аллергического дерматита и хронического ринита. Более современные способы очистки — применение ионизирования (использование активного кислорода), озонирования, ультрафиолетового облучения. Однако все эти способы очистки, несмотря на их мягкость, менее надежны, чем хлорирование, поэтому даже в таких бассейнах в воду добавляют небольшое количество хлора. Несомненным плюсом современных способов обеззараживания воды является то, что количество используемых препаратов хлора при этом сокращается в несколько раз.
Таким образом, для занятий с детьми от 4-5 до 9 месяцев самым подходящим будет бассейн «Малыш» (так как в нем не применяют химические методы обеззараживания воды), а с 9-12 месяцев — неглубокий детский бассейн-лягушатник с проточной или переливной системой циркуляции и современной системой обеззараживания воды (озонирование, ионизирование). Вода в лягушатниках имеет температуру 30-32°С, и мамы во время занятия находятся в воде вместе с детьми. Во многих бассейнах для этого предусмотрены абонементы для мамы с ребенком.
Адаптация
Для успешной адаптации к бассейну готовиться к его посещению лучше начинать уже дома. Рассматривайте вместе фотографии, на которых изображены плавающие дети, читайте стихи и рассказы на «морские темы», слушайте песенки. Рисуйте, лепите, привлеките любимые игрушки вашего малыша — пусть они все дружно поныряют, поплавают в ванне вместе с ним.
Начините привыкать к «большой воде» с «маленькой» — для этого сгодится даже тазик, в котором можно тренироваться правильному дыханию: дуть на воду, гоняя по воде легкий пластмассовый мячик, пускать пузыри, опуская сначала в воду только рот, а потом и полностью личико. Тренировку ныряния можно начинать в обычной ванне, доставая игрушки со дна.
Занятия в бассейне откроют вам простор для занятий и игр. Однако даже если вы занимались до этого с малышом в ванне (а если не занимались — тем более) — кроху может испугать большое количество воды. Не стоит расстраиваться и пытаться начать сразу активные тренировки — это может вызвать лишь страх и негативное отношение к водным процедурам. Привыкание должно происходить постепенно.
Возможно, первые занятия вы просто будете ходить с малышом в обнимку в воде, разговаривая или рассматривая игрушки. Если ваш ребенок категорически откажется заходить в воду — не настаивайте. Можете просто понаблюдать за другими детьми. Если будет такая возможность, пусть ваш «нехочуха» поиграет возле бортика под присмотром кого-нибудь из взрослых — а вы плавайте и ныряйте в свое удовольствие, заражая малыша своим примером — рано или поздно он обязательно захочет к вам присоединиться.
Что взять с собой?
В бассейне вам понадобятся (естественно, помимо полотенца) — плавки или, если ваш малыш еще не просится в туалет, специальные подгузники для купания . В некоторых бассейнах требуют надевать детям на голову шапочки, резиновую шапочку можно заменить тканевой или обычным чепчиком. Можно взять с собой пластмассовую или резиновую игрушку.
Очки для плавания не являются обязательными, но если вы посещаете бассейн регулярно, то они вам понадобятся — иначе при частых ныряниях у крохи может начаться раздражение глазок, если в качестве обеззараживающего компонента используются препараты хлора, да и нырять в очках гораздо удобнее. И если 2-3-летнего карапуза можно убедить в их пользе, то к детишкам помладше требуется другой подход. Надевайте очки для плавания на кукол, показывайте, что «и мама плавает в очках», начните надевать очки сначала просто на головку (не на глаза). Привыкание к очкам может затянуться, но ваше терпение и настойчивость обязательно приведут к желаемому результату.
Инвентарь
Узнайте, есть ли в бассейне специальные доски, нарукавники. Во время занятий лучше обходиться по возможности без дополнительных приспособлений. Полностью исключаются круги и жилеты: они закрепляют неправильное вертикальное положение в воде и сковывают движения. Вам могут понадобиться:
- Нарукавники. Ими пользуются в том случае, если нет возможности постоянно контролировать ребенка в воде (например, мама занимается с двумя детьми одновременно). Нарукавники позволяют ребенку почувствовать себя в воде более самостоятельно, однако злоупотреблять ими не стоит — ребенок в нарукавниках может привыкнуть находиться в воде вертикально.
- Кольца, палочки — помогают разнообразить способы поддержки ребенка — он держится не за ваши руки, а за колечки или палочку. Такой способ может помочь ребенку преодолеть психологический барьер — привычку все время держаться за маму.
- Доска — понадобится, когда вы будете учить ребенка самостоятельно скользить по воде.
- Тонущие игрушки — нужны для ныряния. Вместо игрушек можно использовать колечки, камешки, игрушки из киндер-сюрпризов и другие «сокровища».
- Легкие, не тонущие мячики — нужны для отработки правильного выдоха.
- Обруч — можно использовать вместо колец или палочки: ребенок будет держаться за него, также он подходит для игры во время занятия.
Как строится занятие
Как и в любой другой тренировке, в занятии в бассейне можно выделить 3 части:
- подготовительная или разминка (по продолжительности занимает около 15% от общего времени занятия);
- основная (80%);
- заключительная (5%).
Увеличивайте продолжительность занятий постепенно — 20 минут для первых занятий будет достаточно. К десятому-двенадцатому посещению продолжительность занятия доводится до 40-45 минут для детей до 1,5 лет и до 45-60 минут для детей от 1,5 до 3 лет.
Обычно тренировка заканчивается, когда ребенок чувствует легкую усталость, но с детьми до 2-2,5 лет выяснить это достаточно сложно, так что остается только положиться на мамину интуицию. И конечно, с ребенком лучше «недозаниматься», чем перезаниматься. Признаками усталости может служить: посинение губ, дрожь, вялость, снижение активности ребенка. Уставший малыш может начать капризничать. Желательно заканчивать занятие до появления этих признаков.
Не забывайте главное правило — занятия должны проходить в игровой форме!
Для подготовительной части оптимальным упражнением являются прыжки. Они помогают хорошенько разогреться, поднять настроение перед основной частью занятия, ненавязчиво подготовить малыша к погружению в воду. Встаньте в воде на полусогнутых ногах, ребенок стоит у вас на коленях, держит вас за руки (или обнимает). Вы приседаете и выпрямляетесь, опускаясь с ребенком постепенно все глубже (по грудь, по шейку, до подбородка, до носика, с головой). Малыш может стоять к вам спиной — при этом он будет держаться за палочку или за кольца или вообще не будет держаться. Вы можете просто держать ребенка за ручки или палочку и, прыгая, он будет отталкиваться от дна бассейна (на самой неглубокой части бассейна или на глубине — если малыш спокойно относится к погружениям с головой). Придумывайте свои варианты с прыжками — главное, чтобы они доставляли удовольствие. Следите за дыханием ребенка и подстраивайтесь под него. Пока кроха не научился выдыхать в воду, погружаться нужно на задержке дыхания. Прыгая, декламируйте стихи — например: «Баба сеяла горох и сказала: Ох!» На «Ох!» (если кроха не возражает) можно нырнуть. Лучше нырять вместе с малышом, чтобы он видел, что это совсем не страшно и вы это делаете с удовольствием.
Упражнения для основной части можно условно разделить на 2 группы:
- для детей, не умеющих держаться на воде;
- для детей, умеющих держаться на воде.
Овладение навыком плавания происходит в несколько этапов — сначала ребенок учится погружаться в воду на задержке дыхания, учится проплывать под водой небольшое расстояние, учится выдыхать в воду и поднимать или поворачивать голову для вдоха. Поэтому на начальном этапе занятий вашей задачей станет научить ребенка нырять (погружаться в воду на задержке дыхания), выдыхать в воду и самостоятельно держаться на воде.
Игры-упражнения для детей, которые еще не умеют держаться на воде
-
«Брызгалки». Это упражнение научит малыша не бояться попадания воды на лицо. Вы стоите на мелководье или держите малыша одной рукой, а другой шлепаете по воде так, чтобы получилось как можно больше брызг. Пусть ваш кроха тоже попробует так побрызгаться.
-
«Ветер». Возьмите небольшой легкий мячик и покажите малышу, как можно дуть на него, чтобы мячик поплыл. Упражнение учит делать правильный выдох.
-
«Волны». Дуть нужно не на мячик, а прямо на воду — смотреть, какие волны получаются.
-
«Пузыри». Когда ваш малыш перестанет бояться опускать лицо в воду, поиграйте с ним в «пузыри». Чтобы получились «пузыри», нужно опустить голову в воду и выдохнуть ртом. Устройте соревнование: у кого будет больше пузырей — у юного пловца или у его мамы.
-
«Полетели». Посадите малыша на бортик и держите его за руки, приговаривая «Сидели-сидели — и полетели!» При слове «полетели» потяните ребенка к себе так, чтобы он спрыгнул с бортика. На первых порах не давайте ему уходить в воду с головой, но постепенно давайте опускаться все глубже.
-
«Поймаю». Когда, прыгая с бортика, ребенок будет без страха уходить под воду, держась за ваши руки, предложите ему новую игру: «Поймаю». Малыш сидит на бортике, вы стоите рядом и говорите: «Я тебя сейчас поймаю». Пусть малыш прыгает к вам в воду, а вы подхватывайте его — сначала у самой поверхности, позже он будет выплывать самостоятельно. Как вариант — ребенок не сидит, а стоит на бортике.
-
«Угадай» (для детей 1,5-3 лет). Мама кладет на верхнюю ступеньку лесенки или держит в руке под водой игрушку. Ребенок должен посмотреть в воду и назвать игрушку. Постепенно опускайте игрушку глубже в воду, так чтобы малышу приходилось наклоняться все ниже — до тех пор, пока он не станет опускать в воду лицо. Желательно, чтобы ребенок при этом был в очках.
-
«Догонялки». Мама держит ребенка за руки (или за палочку) и быстро тянет за собой ребенка, который ее «догоняет». Можно при этом приговаривать: «Не догонишь, не догонишь!»
-
«Торпеда». Мама стоит недалеко от бортика, держит ребенка за туловище (ноги) к себе спиной и с силой запускает его к бортику как «торпеду», так, чтобы малыш сразу мог схватиться за бортик. «Торпеду» можно пускать не только к бортику, но и к напарнику (мужу, бабушке, подруге).
-
«Подводная лодка». Для овладения навыком плавания ребенку необходимо научиться нырять несколько раз подряд. Для этого может подойти такое упражнение. Вы тянете за собой ребенка, держа его за руки и приговаривая: «Подводная лодка уходит под воду, подводная лодка уходит под воду» (или любую другую присказку, которая будет побуждать малыша к нырянию). На словах «под воду» погружаете ребенка с головой. «Покружились» — еще одна игра для тренировки ныряния. Вы держите малыша за руки и идете с ним по кругу, декламируя: «Покружились, покружились и под воду опустились». На слове «опустились» уходите под воду вместе с ребенком.
-
«Морская лошадка». Кто ни разу не катал ребенка у себя на спине? Попробуйте проделать то же самое в воде. Ребенок держится за вашу шею, вы придерживаете его за спину и идете. Если малыш держится крепко и уверенно, можно его не страховать. Плавая, периодически погружайтесь все глубже под воду, пока кроха не начнет погружаться вместе с вами с головой.
-
«Всплываем». Малыш делает глубокий вдох и уходит вместе с вами под воду (вы держите его за руки). Под водой вы отпускаете малыша, одновременно подталкивая его вверх, чтобы он выплыл самостоятельно.
Когда ребенок будет спокойно погружаться в воду и задерживать дыхание, будет некоторое время самостоятельно держаться на поверхности воды, упражнения следует усложнить. Теперь вашей задачей станет научить его поднимать голову из воды для вдоха, лежать неподвижно на воде («поплавок», «звездочка»), скользить по воде, доставать игрушки со дна бассейна.
Игры-упражнения для детей, которые умеют держаться на воде
-
«Маленький-большой». Ребенок стоит в воде так, чтобы она доходила ему до груди. Взрослый говорит ему: «Сейчас мы станем маленькими!» При этом ребенок приседает, опускаясь под воду. «И опять большими!» — ребенок встает.
-
«Пиратские сокровища». На дно бассейна помещаются тонущие игрушки (например, из киндер-сюрпризов). Задача ребенка — достать со дна как можно больше «сокровищ». Чтобы было веселее, устройте соревнование: кто больше поднимет игрушек — охотник за сокровищами или его мама.
-
«Поплавок». Ребенок стоит по пояс в воде. Сделав глубокий вдох, он приседает, обхватывая колени руками, и всплывает.
-
«Звездочка». Стоя по грудь в воде, нужно сделать глубокий вдох и лечь на спину на воду, раскинув руки и ноги.
-
«Стрелочка». Ребенок держит перед собой на вытянутых руках доску (или другое не тонущее приспособление), отталкивается ногами от бортика и скользит по воде.
-
«Веселая рыбка». Мама идет спиной и ведет ребенка за собой за палочку или поддерживая его за плечики, периодически ритмично погружая малыша в воду. Поднимая, она поворачивает его набок для вдоха.
-
«Кувырки». Ребенок держится за мамины руки, карабкается по ней и кувыркается через голову.
-
«Подводный лев». Малыш изображает морского льва, ныряющего в обруч на арене подводного цирка.
-
«Доплыви». Кроха сидит на бортике, мама отходит от бортика на несколько шагов. Он прыгает, отталкиваясь ногами от бортика, и, скользя по воде, вытянув вперед руки, опустив голову в воду, плывет к маме, доплывает, отталкивается ногами от мамы и плывет обратно к бортику.
-
«Подводное путешествие». Взяв ребенка за руку, опуститесь с ним под воду и проплывите какое-то расстояние вместе. Можно предварительно бросить на дно несколько игрушек и во время вашего подводного путешествия постараться рассмотреть их, а потом, вынырнув, обсудите, что каждый из вас там увидел.
На заключительном этапе позвольте ребенку просто повеселиться в воде в свое удовольствие, попрыгать с горки (если она есть), с бортиков, с лесенки, поплескаться, поиграть, заняться в воде тем, что доставляет ему удовольствие. И тогда он обязательно снова захочет прийти в бассейн.
Фантазируйте, экспериментируйте, придумывайте свои игры. Чем они будут интереснее и веселее, тем больше удовольствия и радости получите и вы и ребенок, тем более продуктивными будут занятия.
Это важно!
И напоследок — самые главные правила, которые должен выполнять каждый родитель:
- Начинайте с себя. Если вы сами воспринимаете воду как опасность, если мысль о том, чтобы окунуть ребенка в воду или отпустить, вызывает у вас страх — велика вероятность, что ребенок будет относиться к воде точно так же.
- Не ставьте перед собой задачу во что бы то ни стало научить ребенка плавать. Занятия в воде должны прежде всего обогатить опыт малыша новыми впечатлениями, закалить его, приобщить к водной среде. А если ребенок еще и поплывет в результате — будет просто замечательно!
- Основные правила проведения занятий — систематичность, последовательность, регулярность. Добавим сюда еще внимательность и осторожность — их выполнение обязательно приведет к успеху.
- Ни в коем случае нельзя форсировать занятия — резко повышать нагрузку, переходить к более сложным упражнениям, не освоив до конца предыдущие.
- Плавайте и ныряйте вместе с ребенком — показывайте ему, какое это доставляет вам удовольствие.
- Не закрепляйте отрицательные эмоции. Если ребенок хлебнул воды, расплакался — не доставайте его сразу из воды, постарайтесь быстро успокоить, отвлечь игрушкой, шуткой.
- Ни в коем случае нельзя пытаться повторить с ребенком то, что уже могут делать другие дети: вы не знаете, сколько до этого занимались с ними. Иногда взрослые, увидев, как другие родители ныряют с детьми и отпускают их под воду, пытаются проделать со своим малышом то же самое. Это может вызвать у крохи страх и боязнь воды.
Улыбайтесь в воде, шутите, играйте, хвалите вашего малыша, целуйте его и обнимайте — и просто наслаждайтесь теми незабываемыми минутами общения, которые вы проводите вместе. После 3-4 лет, если вы считаете, что умение хорошо плавать важно для вашего ребенка, нужно отдавать его на занятия с профессиональным тренером. Ведь научить правильной технике плавания вы вряд ли сможете (если вы, конечно, сами не занимались плаванием профессионально и не являетесь тренером).