Как перестать торопить ребенка и нервничать по утрам
Содержание:
Как часто ребенок не слушается, не хочет сотрудничать, упрямится и делает все наперекор именно тогда, когда нам нужно обратное! Можем ли мы повлиять на это проблемное поведение? В теории развития есть ответ на этот вопрос.
Какая ситуация знакома каждому родителю? Сборы! Кажется, что чем больше спешат родители, поторапливая ребёнка, тем медленнее движутся руки и ноги ребёнка во время одевания, еды и даже ходьбы. Некоторые дети и вовсе останавливаются, а то и ложатся «тряпочками» на пол.
Однажды, наблюдая за тем, как моя дочь еле волочит ноги по дороге к машине, я подумала, что если бы в машине ее ждала шоколадка, дочь помчалась бы туда со скоростью света. Даже на просьбу выйти из машины она может реагировать противлением. Однажды дочь сказала мне с закрытыми глазами: «Я не могу встать с сидения, я сплю».
И эта деталь, превращающая утренние сборы в кошмар, есть ни что иное как сопротивление ребёнка в ответ на упорные попытки родителя поторопить его. Есть ли более простой способ пережить утренние сборы?
Скажу сразу: ничего не выйдет, если родитель не возьмёт на себя главную роль и не постарается разобраться в том, что заводит сборы в тупик и как из него вырулить. На самом деле, порой самые значительные успехи в родительстве достигаются именно тогда, когда мы понимаем, что что-то идёт не так и требует изменений.
Без сомнений, если кто-то и может изменить направление и настроение утренних сборов, то это именно родитель. Порой меняться придется нам, а порой мы должны помочь измениться другим. Но обычно все эти изменения происходят не в инциденте, а благодаря рефлексии, основанной на чувстве вины после мучительного утра.
Три причины трудного поведения ребенка по утрам
Вот три момента, на которые стоит обратить внимание.
- У родителей есть свой план, а у ребёнка — свой, и зачастую — совершенно противоположный. Родитель спешит на работу, а ребёнку пора в детский сад, но он может просто не хотеть туда идти. Иногда дети не хотят собираться, потому что им трудно даётся разделение с родителями. Или они поссорились с друзьями и не хотят возвращаться в неприятную ситуацию. Когда вы увидите, что кроется за сопротивлением ребёнка, и придете ему на помощь, утренние сборы могут наладиться сами собой.
- Родители не могут вести за собой детей, которые не следуют за ними, — и не только по утрам. Если ваш ребёнок вообще с трудом следует правилам, не делает так, как его просят, не хочет ориентироваться на родителей, то проблема может быть вовсе и не в утренних сборах, а в самих отношениях. Если ребёнок не привязан к родителям или находится в доминирующей позиции по отношению к ним — Гордон Ньюфелд придумал специальный термин для таких детей — «альфа-дети» — то, конечно, такого ребёнка слишком трудно вести за собой, и утренние сборы могут превратиться в настоящую борьбу.
Альфа-дети часто командуют и дают указания, или же могут симулировать беспомощность, чтобы режиссировать действия родителей. Они терпеть не могут, когда им говорят, что делать — это и приводит к утренним баталиям, родительским крикам и угрозам. И пока не будет решена проблема в отношениях, бесполезно ждать от ребёнка желания следовать просьбам родителей.
- У всех людей есть встроенный природный инстинкт противиться, когда они чувствуют принуждение. Чем больше кто-то навязывает нам свои планы, тем с большей вероятностью у нас включится инстинкт противления, из-за которого мы будем отвергать предложенные планы. Маленькие дети, начиная с возраста между 2 и 3 годами, начинают все больше сопротивляться тому, когда их торопят или перемещают куда-либо без их согласия.
Чем больше развивается их «собственное мнение», тем больше у них идей по поводу того, что и когда они хотели бы делать. Планы ребёнка в этом возрасте часто идут вразрез с желаниями родителей, однако они же являются индикатором здорового развития малыша.
И только активная привязанность к тому взрослому, который даёт указание, способствует тому, чтобы ребёнок действительно хотел делать то, что ему говорят, следовать правилам и подчиняться родителям.
Три стратегии для укрощения утреннего хаоса
- Задавайте ориентиры. Детям может быть легче следовать утреннему распорядку, если вы расскажете им о своих планах накануне вечером. Обычно дети любят, когда взрослые посвящают их в свои планы, — это помогает им сориентироваться и предотвращает сопротивление. А также, проследив реакцию детей на озвученный план, родители могут обратить внимание на те части плана, которые трудны для детей или не нравятся им.
- Обращайтесь к благим намерениям. Рассказывая ребёнку о планах на завтра, вы можете обратиться к его благим намерениям, а именно прямо спросив: «Я могу рассчитывать на то, что ты оденешься, придешь завтракать и сделаешь все необходимое со своей стороны, чтобы спокойно собраться утром?». Если у ребёнка есть какие-то возражения по поводу планов, то он их, скорее всего, тут же и озвучит, а вы сможете сразу же разобраться с ними.
Обращаясь к благим намерениям ребёнка, вы пытаетесь привлечь его к сотрудничеству и приглашаете работать с вами на одной стороне для общего блага. В то же время вы оставляете себе некоторое пространство для того, чтобы заметить проблемные места и подготовиться к ним. Следующим утром, если ребёнок начнёт противиться плану, родитель может напомнить ему о договоренностях, признавая, что всем иногда бывает трудно придерживаться своих благих намерений.
- Завладевайте ребенком и активируйте инстинкты привязанности. Когда ребёнок привязан к родителю, в нем просыпается инстинкт следования, желание слушаться и угождать, соответствовать ожиданиям и ориентироваться на родителей. Детям, особенно младшего возраста, очень сложно слушаться тех, кто сначала не активировал их инстинкты привязанности.
Завладеть ребёнком — значит найти способ настроиться с ним на одну волну, попытаться поймать его взгляд, возобновить чувство теплоты и связи между вами. После сна или игры инстинкты привязанности ребёнка могут быть неактивны или не направлены на родителя. И если родитель сразу же начнёт давать ребёнку указания, то в ответ получит сопротивление, так как инстинкт противления будет сильнее, чем инстинкт привязанности.
Завладеть ребёнком — значит наладить с утра связь между вами, почитав ему, полежав в обнимку или любым другим из множества разнообразных способов.
Хорошая новость состоит в том, что даже если утро не задалось, у нас все ещё есть возможность изменить ситуацию к лучшему — ведь завтра, без сомнений, будет новый день.