Содержание:
- Незримые связи
- Из-за чего происходят сбои?
- Чем это грозит?
- Беременность и роды: факторы риска
- Оценка результатов
- Первый год жизни: обратите внимание
Многие родители обращаются к врачу-неврологу в крайних ситуациях - тогда, когда поведение ребенка становится неадекватным и даже шокирующим. Между тем внимание невролога требуется многим детям, которые считаются "практически здоровыми". Дело в том, что развитие центральной нервной системы ребенка происходит постепенно, и практически на каждом этапе может возникнуть неполадка, которая потребует внимания специалиста. Симптомы поражения ЦНС могут быть как явными, так и почти незаметными. Однако если их вовремя не диагностировать и не избавиться от первопричины - ребенок будет испытывать те или иные сложности в развитии.
Какие факторы беременности и родов могут пагубно сказаться на развитии мозга ребенка, а также о том, на какие особенности первого года жизни малыша стоит обратить внимание.
Незримые связи
Развитие центральной нервной системы происходит не одновременно. Внутриутробно образуются отделы головного мозга, делятся и появляются новые нервные клетки. Внеутробно (после рождения человека на свет) количество нервных клеток остается неизменным, но между ними образуются новые связи. Благодаря этому ребенок имеет потенциал развития и способность к обучению: двигательному, психическому, речевому и пр. Самые "древние" отделы головного мозга отвечают за внутреннюю среду: дыхание, пищеварение, режим сна и бодрствования, регуляцию тонуса сосудов и др. Выше расположены отделы, отвечающие за слух, положение тела в пространстве, зрение. Еще выше расположены центры, отвечающие за произвольные движения. Наиболее молодые клетки отвечают за речь, возможность самостоятельно строить программу действия, контроль поведения.
Если в каком-то месте головного мозга образовался дефект (опухоль, кровоизлияние, недостаточное кровоснабжение), то не сможет функционировать не только этот участок, но и те, которые находятся выше него. Связано это с тем, что возбуждение от нижележащих отделов идет вверх. При возникновении барьера в виде умершей мозговой ткани импульс идет в обход этого погибшего участка. И следовательно, может вообще не попасть в какую-то вышележащую область. В результате не сформируются связи между разными отделами мозга, не произойдет включение каких-то отделов. Те клетки, которые были безупречно заложены во время беременности, не смогут начать функционировать вовремя и правильно. Не произойдет так называемое созревание головного мозга.
Из-за чего происходят сбои?
Дело в том, что головной мозг закладывается начиная с третьей-четвертой недели беременности. Любая инфекция, перенесенная в первом триместре, может вызвать его серьезное поражение. Любой фармакологический препарат, съеденный мамой в этот срок, тоже может привести к фатальным последствиям.
В первом триместре важен не сам вредный фактор, а срок, на котором он подействовал. Несмотря на то, что риск родить не совсем здорового ребенка в этом случае повышен (именно повышен, а не "велик"), лично я не разделяю страхов акушеров-гинекологов, которые рекомендуют прервать беременность после любого насморка, прошедшего в первом триместре. Наш опыт показывает, что при серьезных нарушениях во внутриутробном развитии ребенка у мамы происходит выкидыш.
Дети с тяжелым поражением ЦНС рождаются как правило тогда, когда не совсем благополучную в первом триместре беременность сохраняют всеми силами, используя гормональные препараты и зашивание шейки матки. Но и тут не бывает правил без исключений. Надо помнить лишь о том, что только родители несут ответственность за рождение ребенка. И в случае прерывания нормальной беременности не будет наказан ни один врач.
Во втором и третьем триместре на развитие головного мозга, а главное, на его устойчивость к родовой травме сильное влияние оказывает плацента. Соответственно, плохая работа плаценты, нарушение кровообращения в этом важном органе, его преждевременное созревание может влиять на развитие нервной системы. Так, например, если мама страдает заболеванием почек, то плацента может отекать, что нарушит ее работу.
Если беременность прошла нормально, то отрицательное значение для развития ЦНС может иметь даже не очень серьезная родовая травма. Слишком быстрые роды (меньше двух часов), выдавливание плода, долгое стояние головки в родовых путях, тугое обвитие пуповиной и пр. могут вызвать мелкоточечные кровоизлияния в нижние отделы ЦНС. Последствия этих нарушений могут быть самыми разными: от повышенного мышечного тонуса и задержки речи до серьезных проблем с двигательной активностью.
Если ребенок перенес родовую травму, то ультразвуковое исследование головного мозга нужно сделать в первый месяц жизни. В это время через большой родничок врач может заглянуть "внутрь головы" и установить наличие кровоизлияния. Это важно, так как к концу второго - середине третьего месяца следы родовых кровоизлияний исчезают. И позже медики не смогут сказать наверняка, была ли родовая травма и является ли она причиной неврологических проблем ребенка.
Чем это грозит?
Последствия поражения нервной системы зависят то того, в каком ее отделе был первичный дефект, каков был его размер. Кроме того, если возбуждение идет неправильным путем, то неизвестно, на какие клетки в каждом конкретном случае падет выбор. Так, у некоторых детей двигательные проблемы видоизменяются в проблемы построения программы логичных последовательных действий (пример такой программы: закатал рукава, включил кран, намочил руки, намылил руки, смыл мыло, закрыл кран, вытер руки, спустил рукава). У других - выливаются в агрессию или апатию.
Чем более устойчива нервная система, тем позже проявляются неврологические проблемы. У некоторых детей может произойти и самокомпенсация. Но, к сожалению, энергетические затраты, брошенные на борьбу с недугом, могут быть столь значительными, что вызовут головные и мышечные боли, снижение работоспособности, нарушение сна и пищеварения. Спектр отдаленных последствий так велик, что не в состоянии вместиться в целую монографию. В каждом случае врачам и педагогам приходится разбираться индивидуально.
Большая часть этих негативных процессов поддается коррекции. Чем раньше родители и врач обратят внимание на тревожные симптомы, тем проще будет наверстать упущенное.
Беременность и роды: факторы риска
Если у вас нет или не было возможности своевременно обследовать ребенка, вы можете воспользоваться нашими тестами, чтобы понять, насколько велик риск того, что у малыша есть неврологические проблемы. Если вы планируете посетить детского невролога, обратите его внимание на те пункты теста, по которым вы начислили малышу один балл или более.
Вопросы о протекании беременности | Ответы | Подсчет баллов |
---|---|---|
Какая беременность по счету? | первая | 0 |
каждая последующая | 1 | |
Чем закончились предыдущие? | были аборты | каждый 1 |
выкидыши | каждый 2 | |
мертворожденные дети | каждый 3 | |
Был ли токсикоз первой половины беременности? Токсикоз в легкой форме не вредит младенцу, но если мама потеряла в первую половину больше 5 кг, то это должно насторожить врача. Такой токсикоз требует медикаментозного лечения и пристального наблюдения. |
нет | 1 |
да, тошнота | 0 | |
да, рвота | 1 | |
неукротимая рвота | 2 | |
Был ли токсикоз второй половины беременности? Токсикоз второй половины может приводить к рождению ребенка с низкой массой тела, а также косвенно может говорить о плохой работе плаценты. Эти дети более подвержены родовой травме. |
нет | 0 |
да, отеки | 1 | |
да, повышенное давление | 2 | |
белок в моче | 3 | |
Общая прибавка в весе за всю беременность | меньше 10-15% от веса до беременности | 0 |
15-20% | 1 | |
20-25% | 2 | |
больше 25% | 3 | |
Была ли угроза выкидыша? | нет | 0 |
да, в первой половине беременности | 1 | |
во второй половине беременности | 2 | |
В чем выражалась угроза выкидыша? Сообщите врачу-неврологу, какими методами медики сохраняли вашу беременность. |
матка в тонусе | 1 |
кровотечение | 2 | |
Болели ли вы во время беременности? Сообщите врачу-неврологу, какие вы принимали препараты и на каком сроке беременности. | нет | 0 |
легкая однократная простуда с температурой не выше 37,5 | 1 | |
Каждая последующая или более тяжелая однократная | 2 |
Вопросы о родах | Ответы | Подсчет баллов |
---|---|---|
На каком сроке произошли роды? Исключение составляют крупные зрелые десятимесячные младенцы, они зарабатывают 0 баллов. |
в срок | 0 |
28-32 недели | 1 | |
24-28 недель или 32-36 недель | 2 | |
20-24 недели или позже 40 недель | 3 | |
Были ли осложнения? | отслойка плаценты | 2 |
неправильное предлежание ребенка | 2 | |
неправильное предлежание плаценты | 2 | |
Применялись ли акушерские пособия? | щипцы | 3 |
выдавливание | 3 | |
оперативные вмешательства | 3 | |
наркоз | 3 | |
прокалывание плодного пузыря | 1 | |
применение стимуляции | 1 | |
Сообщите врачу вес, рост ребенка при рождении; окружность головы и груди. | новорожденный весом не менее 2800 г и имеющий соотношение веса в граммах к росту в сантиметрах 58-60 | 0 |
недоношенный | 1 | |
ребенок с гипотрофией (худой и длинный) | 2 | |
Закричал ли ребенок в родильном зале? | сразу | 0 |
после каких-то мероприятий | 1 | |
Сколько длился безводный промежуток? | 2-8 часов | 0 |
меньше 2 и больше 8 часов | 1 | |
Какие были воды? | прозрачные | 0 |
зеленые | 2 | |
передние воды прозрачные, а задние - зеленые | 1 | |
Когда ребенка приложили к груди? | в родильном зале | 0 |
в первые сутки | 1 | |
позже | 2 | |
Опишите потужной период и период изгнания | потужной период не больше 20 минут | 0 |
20-30 минут | 1 | |
больше 30 или меньше 10 минут | 2 | |
Плохо, когда головка рождается с первой, второй потуги. Слишком быстрое изгнание может привести к кровоизлиянию в головной мозг. | 2 |
Оценка результатов
Подсчитайте полученные баллы. Если их не больше 20 - у ребенка может быть негрубое поражение нервной системы. Это значит, что такой малыш будет плохо засыпать, или не захочет самостоятельно переворачиваться со спины на живот, в последствии позже сядет. В детском саду с ним тяжело будет справиться воспитателям. В школе будет зевать на третьем уроке.
В идеале абсолютно здоровый ребенок не должен набрать ни одного балла. Но как мы знаем, сейчас такие дети практически не встречаются. Приведем простой пример. Во время беременности все было нормально. Отошли прозрачные воды, начались схватки, потом через четыре-пять часов - потуги, потужной период не больше двадцати минут, ребенок родился, а потом было излитие зеленых вод. О чем это говорит?
На медицинском языке - сухая фраза: "Передние воды прозрачные, а задние - зеленые". На общечеловеческом - ребенок во время родов недополучал кислород, произошло кислородное голодание организма, кишечник расслабился, и первородный кал - меконий - вышел в полость матки. В принципе головной мозг мог и не пострадать, так как головка уже родилась. Но самопроизвольное отхождение мекония говорит о том, что в родах все же был момент асфиксии.
Если пациент набрал больше 20 баллов, то у него можно заподозрить серьезное поражение головного мозга. С самых первых месяцев малыш может отставать в развитии - не реагировать на мамин голос или лежать безучастно в мокрых пеленках, не подавая требования о пеленании. Такие дети могут вплоть до полугода лишь спать и есть, не интересоваться игрушками. У них может быть снижен или резко повышен мышечный тонус. В первом случае ребенок будет "висеть", находясь на руках. Во втором - для пеленания невозможно развести ножки и ручки. А может быть наоборот. Малыш беспокоится по каждому поводу, требует бесконечного качания на руках, повышенного внимания к собственной персоне. В целом спектр клинических симптомов при поражении головного мозга весьма широк. При малейшем подозрении - обратитесь к детскому неврологу.
Первый год жизни: обратите внимание
Вопросы | Норма |
---|---|
Когда ребенок начал держать голову? | 1-1,5 месяца. Здоровый новорожденный должен подтягивать головку, если его в положении на спине подтянуть за ручки. Кратковременно на несколько секунд в положении на животе может поднимать голову с 2-3 недель. |
Когда начал переворачиваться? | Переворачиваться - в 3-4 месяца, хорошо вертеться - в 6 месяцев. |
Одинаково ли хорошо ребенок поворачивался вправо и влево? Со спины на живот и с живота на спину? | |
Как ребенок лежал в кровати (была ли поза "банана")? | В норме положение тела как на спине, так и на животе должно быть симметричным |
Играл ли с ногами (хватал их, засовывал в рот)? | В 6-7 месяцев, особо развитые дети - в 3-4 месяца |
Какой рукой хватал игрушку? | Младенец поочередно берет игрушку то правой, то левой рукой и иногда обеими сразу. Или схватит одной, поднесет поближе к глазам, а потом возьмет и придержит обеими. |
Когда сел? | В 6-8 месяцев. Может быть, из положения лежа на спине, а может быть, после того как пополз и из положения на четвереньках. И то и другое считается нормой. |
Ползал? Если да, то как? | В 7-8 месяцев раскачивание, стоя на четвереньках, потом ползание назад, потом вперед. Это необходимо для скоординированной работы рук и ног, формирования глазомера в нижнем поле зрения. Если ребенок сначала ползает по-пластунски, а потом встает на четвереньки - это нормально. Если его движения сначала несимметричны, но в течение двух недель происходит выравнивание - это также норма. |
Когда встал без опоры? | 9-11 месяцев |
Когда пошел без поддержки? | 9-16 месяцев |
Была ли улыбка первые месяцы? | |
Когда и как начал узнавать маму? | 2-4 месяца. Фокусирование взгляда, улыбка при приближении мамы на расстояние около 20 см. |
Первые звуки в спокойном состоянии: "А, у, о, о-о-о". | Первый месяц |
Первые слова? | 18-24 месяца |
Первые фразы? | 18-24 месяца |
Играл ли с игрушками? Как и какими? | К году ребенок должен уметь перекладывать предметы из одной руки в другую, правильно использовать предметы: из тарелки, даже игрушечной, - есть, машинку - катать, куклу - заворачивать, кормить, пеленать, кубики - ставить один на другой. |
Отметьте также, болел ли ребенок на первом году жизни. Если да, то чем. На учете у каких врачей он состоял/состоит. |
Если вас, дорогие родители, что-то беспокоит - не стесняйтесь лишний раз потревожить врача. Это наша работа. Если доктор районной поликлиники отмахивается от вас, не обращает внимания на ваши опасения - ищите другого специалиста. Главное - вы должны быть уверены в том, что с ребенком все в порядке. Или же - понять, что происходит, и вовремя начать лечение.