Как выбирать книги для детей? Смотреть ли фильмы по книгам?
Содержание:
Я не очень умею играть в ролевые игры, не умею делать сложные развивашки и тематические программы, поэтому делаю то, что люблю. И поэтому читаем мы каждый вечер. Или почти каждый. И я хочу рассказать о том, как у нас устроено чтение.
Не монотонно
Главное для меня в чтении — не бубнить монотонно себе под нос, постоянно зевая. Пусть меньше, но с интересом. Я стараюсь из чтения устраивать небольшой спектакль, подражаю голосам героев, иногда достаю игрушки, много показываю мимикой. Так детям слушать интереснее, а главное это позволяет читать сразу обоим — восьмилетнему Захару и четырехлетней Наташе (младенец Андрей Андреевич пяти месяцев пока не очень слушает). Среди книжек, которые мы прочитали за прошлый год, есть и совсем детские, и книги для средней школы «Боцман» и «Пеппи Длинныйчулок», «Рони дочь разбойника» и «Маленькая принцесса», «Полианна» и «Четвертая высота», «Гостья из будущего» и «Субастик».
Да, я умею пародировать, быть немного клоуном и имитировать голоса — это очень помогает мне и в преподавании, и в фотосъемке, где только с помощью мини-спектакля можно усадить перед камерой пятерых разбегающихся детей. Это помогает и снять напряжение дня — ведь бывает всякое: вот ты строишь детей весь день, под вечер нужно перестать воевать и вернуть теплую атмосферу. Поэтому когда ты садишься вечером с книжкой и распеваешь веселые песенки Субастика, становится радостно и тепло.
Я думаю, что читать с выражением и подражанием голосам могут все, главное понимать, что это важно для ребенка.
Обсуждать
Обычно мы не только читаем, но что-то обсуждаем по ходу. Или поступки героев, как квалифицировать их действия (в чем поступил неправильно), или думаем, как поступить дальше, угадываем сюжет — в общем, говорим о книге. Чтобы чтение вслух не становилось пассивным слушанием, но переживалось как выбор, сюжет и развитие истории.
Книга — фильм
У нас есть железное правило: прочитали книгу — и обязательно смотрим по ней фильм. Я выбираю всегда самую хорошую экранизацию, иногда это более старая версия, иногда недавняя. «Маленькую принцессу» мы смотрели в американской версии с Ширли Темпл, а вот Полианна пошла в более новой экранизации.
Мне важно и сохранить стимул и мотивацию дочитать книгу до конца, и очень важно научить ребенка смотреть более медленное видео. Не только современное клиповое. За то время, пока Штирлиц в «17 мгновениях весны» ДУМАЕТ или ИДЕТ, в современном кинематографе успевает смениться несколько сцен. И даже нам, выросшим на медленном кино, уже непросто смотреть эти долгие сцены. Но научить ребенка смотреть классику и даже немое черно-белое кино очень важно. Это база, это основа и это умение смотреть не только быстрые-быстрые новые фильмы.
Фильмы можно найти почти ко всем книгам (даже по «Субастику» есть прекрасный немецкий фильм), и я стараюсь искать и западные экранизации, например, «Волшебник страны ОЗ» — совершенно замечательный фильм, дети были от него в восторге.
Фильм мы не смотрим, пока книга не дочитана до конца, а после просмотра обсуждаем, в чем фильм другой, чем книга.
Регулярность
Вечернее чтение — важная часть процесса отхода ко сну: ужин — вечерние процедуры — пижамы и 20-30 минут чтения у нас почти всегда в графике, если не устали и не были в гостях. Дети очень привыкают и ждут этого вечернего времени.
Как вообще это читать?
Важно, чтобы книга нравилась родителям. Ничего нет хуже, чем засыпать над книгой. Привить любовь к тому, что не любишь сам — почти невозможно. Вот мне не нравится серия про Петсона и Финдуса, не люблю Груффало и так и не осилила «Властелина колец» (извините, пишу честно). И я не буду себя ломать и зевать над книгой, думая, когда она закончится. Я читаю то, что интересно читать мне, где я могу сопереживать, а другие книги пусть дети читают самостоятельно.
Одно время я пробовала читать детям электронные книги — не смогла, было трудно и мне, и им. Для меня книга для домашнего чтения должна быть красивая, большая, с лучшими иллюстрациями, чтобы дети с нетерпением ждали следующую страницу.
И еще — книги должны быть в свободном доступе у детей, и мои в свободное время очень любят сидеть и смотреть картинки (младшая) или читать (старший). У нас шесть книжных шкафов детских книг, и я не уверена, что это правильно (места без книг все меньше). Но водить в библиотеку и книжный, давать возможность покопаться в книгах — это очень важно.
Выбрать книгу самому
Когда старший — Захар — только начинал читать сам, нам дали прекрасный совет: отвести мальчика в книжный магазин и купить ему ту книгу, которую он сам выберет. В книжном мы провели много времени, детей было не увести, Захар выбрал себе какую-то большую книгу про динозавров и... Процесс пошел. Вечером он читал уже сам вслух всей семье и с тех пор начал читать для себя.
Мне кажется, что для того, чтобы книга хорошо читалась и слушалась, у ребенка должен быть небольшой голод других впечатлений — у нас нет телевизора, у детей нет планшетов, и кино/мультфильмы мы смотрим достаточно редко. В этой ситуации книга одна открывает этот прекрасный таинственный мир. Когда фоном играет телевизор, как это бывает дома у бабушек, наверное, труднее читать.
Аудиокниги
Отдельно хочу сказать про аудиокниги. Есть прекрасные детские радиоспектакли с замечательными актерами — под такие радиопостановки прекрасно и рисовать, и конструировать. Аудиокнига воспитывает и полезны навык длительного восприятия на слух — в нашей чрезмерно визуализированной культуре это тоже важный навык.
Но при этом аудиокниги — не решение проблем. Во-первых, в процессе прослушивания намного легче отвлечься и думать о своем параллельно рассказу на диске. Восприятие начитанного текста совершенно другое, и особенно у ребенка и подростка часто на месте прослушанных книг остаются лакуны. Наконец — зрительное восприятие текста, написание слов и имен — всего этого в аудиокнигах нет. Поэтому слушать вместо чтения мне кажется неверным, хотя это тема отдельной дискуссии.