Формы и причины эпилепсии
Содержание:
В прошлый раз детский невролог и эпилептолог Василий Ноговицын рассказал, какие симптомы эпилепсии могут заметить родители, как ставят диагноз и лечат эпилепсию в России. Сегодня – о причинах эпилепсии и разнообразии эпилептических приступов.
Виды и причины эпилепсии
Сейчас используется новая классификация, которая принята в прошлом году, эпилепсия подразделяется на генетическую, структурную, метаболическую – в зависимости от причины. Врачи определяют, какое конкретно нарушение вызвало приступ.
Точно определить форму бывает сложно. Может произойти не эпилептический приступ, или приступ, связанный с неизвестной, не описанной ранее мутацией гена. Может быть структурная форма, которую пока никто не определил, потому что правильно посмотреть МРТ и увидеть изменения в коре мозга - большое искусство, ему нужно долго учиться.
Здесь совместное творчество врача-эпилептолога, невролога и рентгенолога. Очень много в этом деле существует погрешностей, потому что это метод операторозависимый. Это не является особенностью или какой-то отсталостью нашей страны, это во всем мире так.
Недавно на одном из всемирных эпилептологических конгрессов доктора из Германии докладывали о разночтениях в рентгенологических заключениях. Десять рентгенологов могут посмотреть снимки, из них половина может не увидеть проблему, а другая может разойтись во мнениях о ее природе. Это в Германии, куда многие обеспеченные люди стараются поехать, чтобы получить диагноз и лечение.
Рентгенолог же не может собрать весь паззл, всю картинку МРТ сразу в уме, и знать за врачей, что они хотят получить. Если я планирую увидеть изменения, которые объяснят мне клинику, связанную с конкретной областью мозга, я буду туда смотреть, а рентгенолог будет пытаться смотреть весь мозг и может пропустить что-то важное или наоборот увидит то, что мне не будет бросаться в глаза.
Если у человека судорожный приступ впервые, это может быть не эпилептический приступ, а последствие какого-то острого повреждения мозга, нарушения мозгового кровообращения, кровоизлияния, из-за опухолей, из-за каких-то обменных нарушений, из-за приема лекарств.
Это может быть при диабете, например. Приступ может быть при интоксикациях, на фоне алкоголизма, причем не только во время употребления алкоголя, но и после, во время абстиненции. Человек сказал себе, что он больше не пьет, и на второй день падает в судорожном приступе.
Бывают псевдоэпилептические приступы или психогенные неэпилептические приступы, ПНЭП. Они часто начинаются еще в детстве, в подростковом возрасте и могут выглядеть очень похожими на эпилепсию. Причем бывают случаи, когда у человека есть и эпилептические, и неэпилептические приступы.
Переутомление и недосып – это провокация, повод, но не причина для приступа. Действительно, переутомление провоцирует возможные приступы, и для этого оно даже используется при исследованиях. Если мы делаем видеомониторинг, то мы рекомендуем человеку прийти невыспавшимся и утомленным. Это провоцирует возможные разряды, которые мы как раз ловим на ЭЭГ.
Что такое аура и какие бывают приступы
Эпилепсия – это клинические проявления избыточных электрических разрядов в мозге. Эти разряды могут вовлекать разные отделы мозга. Иногда приступу предшествует аура – это не какое-то сверхъестественное предчувствие, а сенсорный (то есть, чувствительный) приступ. Если у человека в глазах появились какие-то цветные фигуры, то это, скорее всего, приступ, исходящий из затылочной коры. Иногда, если очаг находится глубоко в височной доле, это восходящее эпилептическое ощущение или эпигастральная аура – в животе появляется какой-то дискомфорт и постепенно поднимается снизу вверх к горлу.
Приступы могут быть не только конвульсивные, но и бессудорожные. Человек может замереть на месте, секунд 10 стоять или сидеть неподвижно, или продолжать начатое действие. Бывают автоматизмы – человек замирает и просто потирает руки. Мы никогда в жизни, глядя со стороны, не поймем, что с ним случилось. Он просто сидит, потирает руки или совершает жующие движения – это бывает при приступах, исходящих из височных долей мозга.
Некоторые больные после приступа испытывают удовольствие. Обычно Достоевского приводят в пример, хотя неизвестно, чем точно болел Достоевский. В классических эпилептологических руководствах приводятся примеры, когда люди сами вызывают у себя приступы. Это бывает при генетических заболеваниях, когда человек действительно может вызвать у себя приступ, глядя на солнце и размахивая рукой перед глазами.
При повреждении теменных и височных долей бывают приступы с ощущением оргазма, и некоторые пациенты отказываются лечиться. А если у пациента есть несколько типов приступов, иногда врачи сталкиваются с таким вопросом: как бы мне убрать большие судорожные приступы, а эти, если можно, не трогать? Возникает техническая и этическая проблема.
Бывают рефлекторные фотосенситивные приступы, когда приступ возникает в ответ на световые мелькания. Это бывает не всегда, из-за этого не нужно всем пациентам с эпилепсией запрещать смотреть кино, телевизоры и компьютеры.
В 1997 году в Японии была «эпилептическая эпидемия», когда одна из серий всем известного мультфильма про покемонов содержала отрывок, длившийся менее 10 секунд, – он сопровождался схематичным, как все покемоны, изображением взрыва с мелькающими красными и синими вспышками. Это вызвало волну приступов по всей Японии – более шестисот детей поступили в больницу с впервые возникшими судорогами. Потом этот фрагмент, естественно, изъяли.
Абсансы – это замирания, которые сопровождаются кратковременным отключением сознания без видимых судорог. Абсансы нехарактерны для младшего возраста, они бывают у детей примерно с 4-5 лет, но бывает раннее начало при генетических заболеваниях, и определить их природу можно с помощью генетических тестов или люмбальной пункции. Тогда можно выбрать метод лечения, например, не медикаментозный – кетогенную диету, при которой приступы будут подавляться за счет того, что обменные процессы в организме будут полностью перестроены на переработку жиров.
Прогноз бывает разный
Прогноз зависит от природы болезни. Есть прогрессирующие заболевания, сочетающиеся с эпилепсией, когда что бы врачи ни делали, будет абсолютно плохой прогноз. А есть формы, которые вообще лечить не надо, несмотря на то, что выглядят они иногда драматично.
Но даже в раннем возрасте бывают такие ситуации, когда у любого доктора рука тянется к агрессивному лечению, потому что нужно лечить во что бы то ни стало, чтобы дать ребенку шанс на развитие. При некоторых агрессивных формах иногда приходится вводить гормоны.
Бывают доброкачественные синдромы, которые очень похожи на эпилептические приступы, но ими не являются. При этом между ними ребенок нормально развивается и никак от этих «приступов» не страдает.
Бывают структурные формы, которые вызваны повреждением участка мозга опухолью, инсультом, инфекцией или травмой. В таком случае надо удалить структурную аномалию, дающую приступы, чтобы убрать причину приступа. И тогда человек на всю жизнь освобождается от эпилепсии.
Но при этом во многих случаях надо сориентироваться, ценой каких последствий можно вылечить человека – не останется ли он калекой после лечения. Это серьезный момент, потому что, несмотря на то, что в мозге есть структурные проблемы, эпилепсия может хорошо поддаться лечению.
Но у детей эта структурная форма может быть с раннего возраста и может давать торможение в дальнейшем – ребенок может отставать в умственном развитии. И если у него есть эпилептическая энцефалопатия, то лучше избавиться от нее как можно быстрее и по максимуму – хирургией, гормонами, кетогенной диетой, тогда прогноз будет более или менее хороший.