Как выбирать игрушки для ребенка по возрасту и когда менять игрушки
Содержание:
- Критерий первый: безопасность
- Критерий второй: честность
- Критерий третий: возрастные потребности
- Четвертый критерий: возможный ущерб
Когда мы заходим в магазин игрушек, то сразу видим деление игрушек по возрастам. Вот прилавок с игрушками для самых маленьких (до 6 месяцев). Потом идут игрушки для детей постарше (до 1,5 –2 лет). На этих полках обильно красуются “развивающие игрушки”. Термин этот мне непонятен. Все игрушки развивающие, если они честные и подходят по возрастным потребностям.
Дальше четкую границу по возрасту провести тяжело, и магазины игрушек расставляют игрушки по темам. Отдельно машинки, куклы, роботы, мягкие игрушки… Разделяют еще игрушки для девочек и для мальчиков. Есть черно-голубые полочки и розовые полочки.
В моем представлении невозможно разделить игрушки по возрастам.
Единственные критерий, по которому можно разделить игрушки по возрастам – безопасность.
Критерий первый: безопасность
Например, самому маленькому ребенку я спокойно дам играть пакетом, а наличие зубов у того же ребенка будет ограничением, так как ребенок может оторвать маленький кусок, попадание которого в дыхательные пути может быть опасным.
Или я не дам 4-месячному ребенку ложку не потому, что она не полезна ему. Не дам, потому что придется сидеть возле него и следить, а иначе он в считанные секунды перевернет ее и засунет всю ручку в рот. Пока ребенок не умеет выполнять точных движений, я не буду давать ему ложки, фломастеры, карандаши и т.д.
Критерий второй: честность
На фотографии этого поста популярная игрушка. Внутри крыльев – слюда. Мягкие крылья шуршат. Так не бывает. Мы с вами понимаем, что плюш не шуршит, не звенит, а ребенок впитывает этот опыт. Бережно кладет его в библиотеку своего опыта и делает выводы.
Это обман, и ребенок научается… игнорировать. Возникает новизна – пропускает, не приобретает новый опыт или приобретает его дольше. Это может быть с новой едой – не хочу, с одеждой, обувью – не хочу. Заело в подростковом возрасте одно - и хоть ты тресни. Неудобный опыт на протяжении жизни: ношу, люблю одно и то же.
Критерий третий: возрастные потребности
Как пример давайте возьмем несколько периодов.
Ребенок от 3 до 6 месяцев: “Я изучаю”. Ребенок с 3 месяцев до полугода – это комбайн, для которого важно количество и разное качество. Ребенок активно накапливает библиотеку опыта. В этом возрасте ребенку важно получать разный сенсорный опыт, и чем больше он познает, тем проще ему будет потом его использовать.
Именно в этот момент мои отношения с магазинами игрушек не складываются. Если посмотреть на прилавки, то там висят совершенно одинаковые на ощупь игрушки, которые немного отличаются по форме и цвету, но тактильно совершенно идентичные. Купив пять игрушек в магазине, мы даем ребенку один опыт. Ощущение гладкого пластика, который никогда не поменяет форму, шуршащего бархат-обманки или звенящего мягкого слоненка, который звенеть не должен.
Самые лучшие игрушки для ребенка в этом возрасте улетают без нашего сожаления в мусорное ведро. Это различные упаковки. Производитель упаковывает в разное: фольга, пергамент, коробочки. И у каждого производителя не только картинки разные, но и толщина, плотность…
Это лучшие развивающие игрушки для этого возраста. Я про себя называю это «мусорным ведром». Перед тем, как выкинуть, помой и дай ребенку. Получается большая польза для ребенка и совершенно без затрат для семьи.
Еще можно залезть в шкаф и раздербанить старые вещи, которые вы не смогли выкинуть, но уже никогда не наденете. Не зря сохраняли.
Для этого возраста вообще нет неподходящих игрушек. Только безопасность является адекватным ограничителем. И магазины нам тут не союзники.
Ребенок от 6 месяцев до 1 года: “Получение реакции от окружающих”. Этот период отличается от предыдущего тем, что ребенок уже в основном не исследует предмет, а исследует впечатление, которое он производит на окружающих, когда этот предмет оказался у него в руках. Или сам производит впечатление.
Дети обучаются общаться и целенаправленно добиваться своего. Именно в этом возрасте, сидя на стульчике для кормления, ребенок может много раз кидать ложку на пол и с кайфом ждать, когда вы ее поднимите. У меня в семье часто слышно: «А-а-а, Глеб!». Если меня нет в комнате, то я по звукам понимаю, что он достал всю посуду из ящика и раскидывает по кухне, разрушил постройку Матвея… Ребенок будет производить впечатление: влезать в любую активность всех членов семьи.
Еще ребенок в этом возрасте активно познает формы. Он начинает не только засовывать в рот игрушки (засовывание в рот уменьшается кратно и активно используется только с новыми предметами), но начинает их крутить и ставить. Так он понимает, что квадратное можно ставить, а круглое катить.
В данном возрасте добавляется еще одно ограничение – возможный ущерб. Ущерб себе и предметам.
Четвертый критерий: возможный ущерб
И опять магазины игрушек нам не союзники в этот период. Достаточно того, что у нас уже есть в доме на данный момент.
Можно подвести такой итог. Тратить деньги на игрушки для ребенка до года не имеет смысла. Оставьте это для гостей, которые заедут и купят ребенку в подарок красивую модную игрушку - этого будет достаточно.
В периоде до года задача родителя - не потратить кучу денег и верить ребенку. У других возрастов уже будут другие задачи, более сложные для родителя.