Чем дошкольники отличаются от взрослых. Не плохое поведение, а правильное развитие
Дети от 2 до 7 лет — одна из самых неправильно понимаемых категорий людей. Они не умеют думать дважды, делать несколько дел одновременно, контролировать свои эмоции. Они могут быть наглыми, несговорчивыми и непослушными, а уже через минуту будут смеяться своим заразительным смехом и заполнят всё пространство своей радостью.
Детям от 2 до 7 лет трудно вести себя хорошо, их добрые намерения быстро сходят на нет. Для взрослого нет лучшей проверки на зрелость, чем взаимодействие с ними. Но для их незрелости есть веские причины: их мозг находится в процессе развития, ведь только за первые три года жизни 100 миллиардов нейронов сформируют 1000 триллионов новых нейронных связей, и это при идеальных условиях.
Их мозг не способен к полноценной интеграции вплоть до 5—7-летнего возраста, а в случае с детьми, более чувствительными к внешним стимулам, — до 7–9 лет.
Вот самые характерные черты детей от 2 до 7 лет.
Отсутствие самоконтроля и импульсивность. Дети от 2 до 7 лет поступают опрометчиво, потому что их мозг способен фокусироваться только на одной мысли или чувстве в единицу времени. Они реагируют инстинктивно и не способны учитывать возможные последствия своих действий.
Потребность в контакте и близости. Дети от 2 до 7 лет ищут близости со взрослыми, потому что пока не способны существовать отдельно. Быть рядом со взрослыми — их самая большая потребность, и они должны отдыхать в нашей заботе, доверять нам, чтобы мы могли их вести за собой. Они не должны работать над тем, чтобы заслужить нашу любовь и внимание.
Склонность к сопротивлению. Дети от 2 до 7 лет склонны сопротивляться, когда чувствуют принуждение или контроль со стороны того, к кому они в данный момент не привязаны. Чтобы уменьшить сопротивление, важно сначала завладевать их вниманием и активизировать желание следовать, а уже потом выражать свою просьбу или переключать на другой вид деятельности.
Игривость. Дети от 2 до 7 любят играть и имеют врожденные инстинкты исследовать, фантазировать и совершать открытия. В игре ребенок формируется как отдельная личность, что поможет ему выражать и проявлять себя в реальной жизни. Они должны играть, чтобы открывать в себе свои склонности, высвобождать эмоции, развивать творческий потенциал и отыгрывать возможные решения проблем.
Склонность к фрустрации и агрессии. Части мозга, отвечающие за торможение и сдерживание резких атакующих импульсов в момент фрустрации, у детей от 2 до 7 лет всё ещё находятся в стадии развития. Когда они чем-то расстроены, они склонны к агрессивному поведению. Они нуждаются в участии взрослых, которые помогли бы им справиться с этими сильными эмоциями.
Эгоцентризм. Эгоцентричное поведение действительно является их характерной чертой, потому что здоровое развитие подразумевает, что сначала они должны быть способны понимать себя, сформировать представление о самих себе, и только после этого они будут готовы к социальному взаимодействию. Прежде чем ожидать от них того, чтобы они понимали других, нужно сначала помочь им понять самих себя.
Страх разделения. У детей от 2 до 7 лет есть сильнейшая потребность в связи, и это значит, что они будут тосковать и тревожиться в моменты разделения с их основными привязанностями. Если мы оставляем их на попечении других взрослых, они должны быть достаточно хорошо к ним привязаны, чтобы чувствовать себя в безопасности. Время сна также воспринимается ими как разделение, поэтому они так часто протестуют против укладывания.
Прямота. Дети от 2 до 7 лет говорят всё начистоту, констатируют факты как они есть. Политкорректность и дипломатия — не их конёк. Дело в том, что они всего лишь пытаются понять свои собственные мысли и чувства, не обращая внимания на социальные нормы и ожидания.
Нехватка уважения к другим. Дети от 2 до 7 лет смотрят на мир только с одной позиции, и чаще всего со своей собственной. Когда они будут способны учитывать более одной точки зрения (а это произойдет в возрасте от 5 до 7 лет), то смогут брать в расчет не только свои собственные чувства, но и чувства других. А до тех пор взрослым придется направлять их в этом и помогать взаимодействовать с другими людьми.
Застенчивость с незнакомыми людьми. Застенчивость — это инстинкт привязанности, который предназначен для сохранения связи между взрослым и ребенком. Нам нужно не бороться с застенчивостью у детей, а знакомить их и сватать с людьми, являющимися их деревней привязанностей.