Детский сад, школа, кружки: надо ли учить ребенка проигрывать
Содержание:
Дима Зицер — известный педагог, директор Института неформального образования, автор колонки на «Снобе» — часто проводит встречи для родителей, лично и онлайн. Сегодня речь пойдет об умении проигрывать и желании побеждать, увлеченности и любознательности.
О соревнованиях в жизни детей
— Сыну 7 лет, и он очень тяжело переживает проигрыши. Объясняем, успокаиваем, проговариваем ситуацию, но как только новый проигрыш в любой игре или на соревнованиях — вновь слезы и не может себя контролировать. Как помочь ребенку?
— Я дам очень простой ответ — перестать соревноваться. Всё.
Перестаньте соревноваться. Зачем? Это очень специфическая часть жизни — соревнование. Разве мы соревнуемся, разве это часть нашей жизни? Разве мама с папой соревнуются, когда вечером ведут беседу? Нет, в нашей жизни нет соревнования, если мы сами его себе не устраиваем.
Что вы называете соревнованием? Одного человека предпочитают другому, когда его берут на работу? Я знаю такие аргументы, например. Это не соревнование на самом деле — это выбор, а выбор устроен иначе. Я не знаю правил, по которым выбирают или не выбирают, мне для этого не надо уметь победить кого-то.
Можно же идти совсем другим путем. Мне неважно кого-то победить, мне важно получить удовольствие или проявить себя — это совсем другая постановка вопроса, понимаете? Я делаю что-то, что приносит мне удовлетворение, развивает меня, делает меня лучше — много разных аргументов может быть. Сравниваю я себя с другими? Совершенно не всегда. Иногда сравниваю, но это совсем другая система координат.
Играйте в другие игры — это здорово. В главных детских играх соревнования никакого нет. В игре «Дочки-матери» есть соревнование? Даже казаки-разбойники и все модификации этой игры — нет там никакого соревнования. Интрига есть сумасшедшая, но соревнование совершенно не обязательно.
— Так получается, что ребенок ходит на шахматы, ему нравится, но есть момент соревнования...
— Соревнование в шахматах — один выиграл, другой проиграл — это отчасти правила игры. В шахматах мы ведем какую-то интригу. Макиавелли говорил, что политики обязаны уметь играть в шахматы, потому что самое главное в этой игре — интрига.
Для чего ваш ребенок играет в шахматы? Поговорите с ним об этом. Что ему это дает? Что он переживает? Шахматы не самая быстрая игра, длинную-длинную партию он играет точно не для того, чтобы в последний момент сказать: «Я тебя победил!». Или расстроиться, потому что победили его.
— А как же соревнования в школе? Быть лучшим в классе, к примеру. Вся жизнь у детей — сплошное соревнование...
— Я даже не понимаю, о чем вы говорите. Что значит, быть лучшим в классе? С чьей точки зрения быть лучшим в классе? С точки зрения учителя? Так это беда просто, если у вас вся жизнь детей такая...
Почему я должен понравиться учителю — очень часто случайному человеку в моей жизни? С какой стати? Не жалко ли, чтобы вся жизнь у детей проходила так — чтобы они в школу шли для того, чтобы понравиться учителю? Представляете, чем в таком случае заполнено их детство, чем они заняты на самом деле, что с ними творится?
Мне кажется, они в школу ходят совершенно за другим. Чтобы исследовать мир вокруг себя, чтобы научиться понимать себя, чтобы взаимодействовать с другими интересными людьми.
Бывает ли такое, что детство наших детей устроено как одно сплошное соревнование? Да, бывает. И в этом виноват знаете кто? Мы с вами, взрослые. Потому что вместо того чтобы дать человеку детство, вместо того чтобы открыть ему нашу прекрасную жизнь, которая полна любви, полна искусства, самых разных интересных штук, я говорю ребенку: «Нет, старик, отложи всё это. Главное, что должно быть у тебя в жизни — это быть лучше Ванечки или Олечки». Ну, сами подумайте...
Я с огромным уважением отношусь к учителям, поверьте мне, и сам учитель, но тем не менее надо понимать, что учитель — случайный человек в жизни вашего ребенка. И ни в коем случае нельзя подсаживать ребенка на то, что нужно понравиться этой тетке или этому дядьке, у которого плохое настроение, который вчера с кем-то там поругался, которому не доплатили зарплату, у которого огромное количество собственных бед.
Кружки, секции, увлечения: как выбрать?
— Столкнулась с такой проблемой: сыну 5 лет, не понимаю, к чему он тяготеет, что ему нравится больше всего. Например, дочка у подруги постоянно рисует, не то чтобы хорошо, но есть направление. Другой увлечен спортом, у сестры сын весь в «Лего». Мой же везде по чуть-чуть, и если убрать что-то из интересов, то и переживать не будет особо. Мы решили с мужем предложить ему разные варианты увлечений на год и выбрать самому по интересам: например, каратэ, бассейн, рисование, театр и английский. Как вы думаете, мы правильно рассуждаем, или лучше оставить ребенка в покое?
— Во-первых, всегда хорошо оставить ребенка в покое. Вопрос, что это значит. Ведь вы — родители, вы переживаете, вам интересно то, что интересно ему. Но должен вас поздравить от всей души, потому что в возрасте пяти лет интересоваться всем — это нормально. Это прекрасно, это прямо здорово! Поэтому я вас с этим поздравляю.
Во-вторых, покажите ему, что такое увлеченность. Я надеюсь, вы с мужем — увлеченные люди. Когда муж занимается своим хобби — рыбу ловит, или когда вы занимаетесь чем-то — например, вышиванием, я надеюсь, ваш ребенок это видит и понимает: вот что такое, когда маме интересно и папе интересно, вот как это устроено! Если есть пример любопытного, интересующегося человека в доме, всё будет хорошо.
Дальше. Одно не противоречит другому. Вы предлагаете ему разные интересы — предлагайте, в чем проблема? Только не пугайтесь, когда он поплавает немножко в бассейне, а потом скажет: «Мама, давай теперь пойдем порисуем». Радоваться надо!
И дотащите, пожалуйста, эту самую разную увлеченность его до школьного возраста, потому что это качество, которое очень многие родители, к сожалению, умудряются убить при помощи детских садов и школ. Сначала убить любопытство, а потом сказать: «Почему он не любопытен, не интересуется чем-то одним?».
Правильно — интересоваться всем. Вам не хватает глубины в этом? Во-первых, помните о том, что ему пять лет. Во-вторых, найдите что-нибудь, что интересно и вам, и ему. Ему интересно рисовать? Порисуйте вместе, проверьте, каково это. Поплавайте с ним.
Вы рассуждаете правильно, с одной стороны, с другой — лучше оставить ребенка в покое. Но оставить ребенка в покое — это не значит сказать ему в пять лет: «Делай что хочешь, занимайся чем хочешь, мы устали». Это значит быть рядом с ним, быть вместе с ним.
— Что можно сделать, чтобы ребенок был внимателен на занятиях в детском саду?
— Поменять детский сад. Это очевидно, потому что с ребенком делать ничего не надо.
Детский сад, школа — это место, в котором я исследую мир. Что такое «я внимательный» или «я невнимательный»? Если мне интересно, я внимателен. С произвольным вниманием в этом возрасте у меня всё «так себе». Помните, пожалуйста, что для ребенка трех, четырех, пяти лет «быть внутри» — это 15 минут, ну, 20 — совсем уже подарок от фирмы.
Поэтому если человеку не нравится ходить в детский сад, меняйте детский сад. А что делать? Ребенка собственного ломать под детский сад — с какой стати? И потом, это профессиональное умение педагога — сделать так, чтобы человек нашел себя.